Official site Sveta Magnitskaya poetess, Kristina Magnitskaya artist designer

Света Магницкая Стихи

    ИСТОРИИ ЖИЗНИ


    Истории, рассказы и несколько глав из неопубликованной "Истории моей жизни".
    Также на странице "Православие" есть "рассказы православные".


    Содержание:


    Ист. 1. 
    О событии 1988, когда я и дети шли домой из детсада.
    "КЛЮЧИ ОТ ЗИМНЕГО ВЕЧЕРА"
     
    Ист. 2. 
    О событии 1994 годе, осень, дочери 10 лет, сыну 9 лет.
    "ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ АНГЕЛА"
     
    Ист. 3.
    О весне 1995 года, дочери 11 лет, сыну 10 лет.
    "СВЕТ СЧАСТЬЯ"

     
    Ист. 4.   
    Из неопубл. Истории моей жизни Гл. 7 
    "СССР "ПЕРИОД ЗАСТОЯ" (1964 –1985), 
    "ПЕРЕСТРОЙКА" (1985 – 1991),
    МОЯ РОК­-ЖУРНАЛИСТИКА (1987 – 1990)"
     
    Ист. 5. 
    Из неопубл. Истории моей жизни Гл. 8
    "ЗНАКОМСТВО В 1988 ГОДУ И РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТ 
    ДЛЯ ПОЛИТИКА Г.В. СТАРОВОЙТОВОЙ"
     
    Ист. 6. 
    О встрече в 1980 году с актером В.И. Стржельчиком 
    и немного о учебе в институте.
    "ВСТРЕЧА С ВИСТОМ"
     
    Ист. 7.
    "РОМАНС-пророчество "Звезда счастья", написанный в 17 лет"
     
    Ист. 8.
    О событии летом 1995 года, мне 36 лет.
    "НОЧНОЙ ПРОРОК"

     

    ПУБЛИКАЦИЯ РАССКАЗОВ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНА В ЯНВАРЕ 2024


    ________
    Ист. 1.     Рассказ
     
    О событии зимой 1988 года. Мне 29 лет. Упомянут перекресток Ленинского пр. и Варшавской ул. 61.
    Я и дети шли домой из детского сада. 

     

    "КЛЮЧИ ОТ ЗИМНЕГО ВЕЧЕРА" 

     

    События, связанные с ключами от квартиры, случались со мной очень часто. Знаков, предвещающих то, что может произойти неожиданная история, связанная с квартирой, было много. Но я не могла и представить, что через десять лет я и дети-школьники останемся без жилья и прописки в родном Петербурге. 
     
    Есть такие простые события, во всей своей обыкновенности...Однако, иногда простое событие запечатлевается в нашей памяти так ярко и во всех деталях, что становится очень особенным, во всей своей простоте обретая значимость и ценность.
    Именно такой обычный зимний вечер мне запомнился, словно картинка из сказки, и чувствами необычными, переживаниями сердечными...

     

    Я забрала дочь и сына из детского сада, куда водила детей до полдника. Мы шли к нашему дому, обычному пятиэтажному дому на углу проспекта и улицы. Кругом было много снега. Сугробы. И снег падал. Снег падал медленно большими снежинками. Без ветра казалось, что снежная вуаль соединила белый покров улицы и темное небо, откуда так красиво падал белый снег.
    Так хорошо запомнилось, что Кристина уверенно шла с левой стороны, держала меня за руку, а Артем шел, держась за правую мою руку, но вернее сказать, он еле плелся, увязая в снегу, постоянно спотыкаясь и падая, и нам было весело... На Кристине была новая шубка, а на Артеме старенькая, перешедшая от Кристины. В этой все еще не по размеру старой шубке Артем был очень смешной, и он все падал и падал в снег.

     

    Мы остановились отдохнуть в желтом круге света от фонаря, который довольно тускло освещал небольшое заснеженное пространство между проспектом и улицей. Наш дом был напротив, я смотрела на наш дом.
     
    Всё вокруг неожиданно показалось мне таким необычным, что я почувствовала восторг, радость, странный восторг, от которого защемило сердце.
    Мы стояли в этом желтом круге света от фонаря и любовались красотой падающего снега. Снег поблескивал серебряными зеркальцами на сугробах вокруг нас.
    Это было ощущение сказки! У меня дыхание перехватило...
    Я сказала странные слова:
    "Мне так нравится идти в наш дом! ...мне так радостно, что у нас есть наш дом!".
    Я опустила руку в карман моего кроличьего полушубка, взяла в ладонь ключи. Это был так странно.
    Удивляясь моим чувствам, я сама себя спросила: "Надо же! и почему я так радуюсь?! Ведь это так просто: вот наш дом, вот ключи. Да и у каждого человека есть, где жить! Почему же я так счастлива, отчего мне так радостно?!"
     
    Мы еще немного постояли, смотрели на снег, на медленно падающие во свете фонаря огромные снежинки. Я чувствовала восторг и волнение, но не знала, почему это так.
     
    ...Через десять лет, весной 1998 года мы остались без своей квартиры.
    С годами я стала забывать, каково это – жить в своем доме.

     

    Единственное, что я никогда не забуду, – это тот зимний вечер, когда я и маленькие дети шли домой, остановились, любуясь красотой падающего снега, и я почувствовала удивительную радость оттого, что мы были вместе и шли домой. 
    Воистину, эти мгновения принадлежали Вечности.
     
    ________
    Ист. 2.       Рассказ
     
    О событии 1994 года. 
    Осень, мне 36 лет, дочери Кристине 10 лет, сыну Артему 9 лет. 

     

    "ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ АНГЕЛА" 

     
    Однажды осенью, поздним вечером неожиданно началась у меня сильная головная боль. 
    Боль появлялась внезапно, пронзая, словно острым клином. Казалось, еще одно мгновение и невыносимая боль просто убьет меня. Однако, как внезапно начиналась, также внезапно боль исчезала, не оставляя вовсе следа. Потом боль возвращалась. Это было что-то страшное, пугающее. Я не плакала, в оцепенении полагая, что более мне не выдержать этой невыносимой боли.
     
    Дети спали в соседней смежной комнате.
    Во время затишья между приступами, я позвала дочь Кристину. Кристинка подбежала, села ко мне. В продыхе между приступами ужасной, никогда прежде и никогда позже мною не переживаемой боли, я подумала, что пришло время попрощаться с жизнью...Мое состояние, болезненное, пугающее холодом неизведанного, отразилось во взгляде дочери, Кристина смотрела на меня не просто с тревогой, но с отчаянием.
     
    Моя одинокая кровать представляла собой доску, покрытую тонким покрывалом, на полу возле окна. Отношения с мужем, разорванные полтора года назад, однако, по искренности моего желания, остались дружескими, и мы встречались семьей, но не более того...
    Поздним вечером муж приехал, ...может, я просила, не помню.
     
    Нестерпимая боль сводила мою голову, и мне было очень плохо. Зная, как мне нравится кататься на машине по ночному городу, муж предложил мне поехать на воздух, чтобы отвлечься.
    Нет, я не могла и шевельнуться во время приступов, словно наступили последние мгновения жизни.
     
    Творчество мое новое, душой устремленное к Свету, еще только родилось, а я, казалось мне, так не вовремя умирала!
     
    Я попросила позвать Артемку. Он подбежал, приник ко мне весь, словно ласковый цветочек. Артем улыбался, но ... слезы лились из его любящих, добрых глаз быстрым ручейком.
    Он взял мои руки, будто притянул к своему сердечку, и произнес тихо и очень нежно удивительные, сказочные слова:
    – Мамуля! пойдем со мною на лужок!
     
    ...За окном чернела холодная осенняя ночь. Порывистый сильный ветер раскачивал обнаженные ветви мрачных деревьев вдоль улицы... 
     
    Слова сына, такие странные, волшебные в своей нереальности, произвели на меня спасительное впечатление! Боль остановилась... Боль ушла...
     
    Дети и я были в слезах, и мы улыбались.
     
    Осенние деревья раскачивались за окном черными силуэтами. 
    Одно окно в доме светилось во тьме...
     
    Может, Небесный Ангел увидел мальчика и его сестру, плачущих у постели своей мамы.
    И случилось чудо.
     
    “...пойдем со мною на лужок” – пел Небесный Ангел, улетая.
    “...со мною на лужок”
    “...на лужок”
      
    ________
    Ист. 3.       Рассказ
     
    О событии 1995 года. Весна, мне 37 лет, дочери 11 лет, сыну 10 лет.
     
    "СВЕТ СЧАСТЬЯ"
     
    Весенний вечер нежно светился за окном приближением белых петербургских ночей. Синеватый свет скользил и таял. 
    Я, Кристина и Артем собрались, как обычно, в нашей маленькой кухне. Здесь мы часто занимались уроками, рисовали, задушевно беседовали, читали вслух книги...
     
    Весенним вечером устами дочери Кристины прозвучали слова, которые я сохранила в моем сердце навсегда... Когда мне бывает особенно тяжело, я вспоминаю эти слова, мерцающие, словно звезды, светом надежды и счастья.
     
    Несмотря на весенний ласковый вечер, мне было по-осеннему грустно, в душе моей волнами накатывались уныние и тоска. Смысл творческой жизни ускользал от меня. Светлое новое, что рождалось в душе, было весьма неустойчиво, как весенний луч солнца. Всё реже случались мои концертные выступления с моими песнями, романсами, стихами. Этому было много причин, и я болезненно переживала, что мои и без того скромные связи с миром шоу-бизнеса обрывались одна за одной. 
    Четыре года на сцене Петербурга имели для меня в конечном итоге болезненные последствия, – я не понимала, как соединить мое искреннее желание дарить творчество людям и реальность алчных законов власть имущих шоу-бизнеса. Сцена сама по себе меня ничуть не интересовала. Хотелось иметь возможность записывать мои новые песни, издавать сборники стихов, выступать с красивой поэзией, но на всё нужны деньги.
    Я печалилась, чувствуя невозможность что-либо изменить в моей творческой судьбе. Мне предлагали деньги на таких условиях, которые я не могла принять. 
    Душа, разум, сердце, всё мое существо желало обрести надежду и веру в свои собственные силы.  Однако свет надежды ускользал от меня, беспомощной, растерянной, одинокой...

     

    Весенний вечер светился приближением белых ночей. 
    Я и дети сидели на кухне, мы пили чай и разговаривали, как взрослые люди. Доверяя все мои чувства и переживания единственным сотаинникам моей души – любящим меня детям, неожиданно я, не удержав благозвучной красоты весеннего вечера, горько и безысходно заплакала...
     
    Первым ко мне присоединился Артемка. По характеру своему веселый и радостный, Артем имел чудесный дар сопереживания. При виде моих слез сын жалостливо заплакал. Он пересел со своей табуретки ко мне на колени. Мы сидели обнявшись и плакали вдвоем.
    Кристина, рассудительная и сдержанная, но не менее участливая и внимательная, смотрела на меня и Артема, горько плачущих. Так прошло некоторое время...
     
    И вот, будто из Вечности, хранящей в себе Настоящее и Будущее, прозвучали слова Кристины...
     
    Когда Кристина произнесла свои удивительные слова, благозвучная красота весеннего вечера вернулась, я и Артем перестали плакать, мы в тишине смотрели на Кристину, затаив дыхание...
     
    Дочь моя выглядела царственно. Тишина стояла необыкновенная.
     
    Словно боясь нечаянно потерять сказанные Кристиной чудесные слова, я шепнула:
    – Кристиночка! пожалуйста, ...повтори, ...еще раз то, что ты сказала...
     
    Исполненная ответственности, Кристина медленно повторила:
    – Мамуля, не плачь. ... Когда-нибудь всё придет, и этого будет так много по сравнению с той каплей, которая могла быть сегодня.
     
    Эти слова имели столь сокровенный смысл, что я сразу взяла лист бумаги и записала.
     
    Устами дочери прозвучало благовестие счастья и обетование Небес. 
    Я сберегла эти слова на сердце, – они светятся, словно звезды, свет которых не может исчезнуть никогда.
     
    “Когда-нибудь всё придет,
    и этого будет так много
    по сравнению с той каплей,
    которая могла быть сегодня”

     

    ______________

    Ист. 4.

    Из неопубликованной Истории моей жизни гл. 7.

     
    "СССР "ПЕРИОД ЗАСТОЯ" (1964 –1985), 
    "ПЕРЕСТРОЙКА" (1985 – 1991),
    МОЯ РОК­-ЖУРНАЛИСТИКА (1987 – 1990)"

     
    / СССР. "Период застоя" (1964 –1985). Дефицит товаров. / "Перестройка" (1985 – 1991). Талоны на продукты. / Моя рок-­журналистика (1987 – 1990). Юрий Шевчук ("ДДТ") у меня в гостях. Мои статьи в газетах завода "Электросила". / Рок-музыканты в моей жизни. "НОЛЬ", "ГПД" и "Разные люди", "Алиса", "АукцЫон", "Поп­-Механика", "РОК ШТАТ", "Игры", другие. / Мои дети и рок­-музыка. / Участие в ТВ­-передачах "Музыкальный ринг". / Рок-­музыка, "перестройка" и "криминальная революция". / Почему в конце 1990 года я потеряла интерес писать статьи о рок-­музыке.
     
    СССР. "ПЕРИОД ЗАСТОЯ" (1964 –1985). ДЕФИЦИТ ТОВАРОВ 
      
    СССР, вся страна с трудом влачила последствия так называемого "периода застоя", начавшегося в последние годы правления Л.И. Брежнева, который был Генеральным секретарем ЦК КПСС с 1966 года до 1982 года.
    Появился дефицит (недостаток) многих товаров. 
    Народ, особенно за пределами Москвы и Ленинграда, не мог приобрести многие промышленные и продуктовые товары. В магазинах стали расти очереди за продуктами. Ажиотажный спрос вызывали стиральные машины, холодильники и телевизоры, которые производились в недостаточном количестве. Впрочем, огромные очереди стояли за всем, начиная с эмалированных тазов и туалетной бумаги, и заканчивая мебелью. В популярном фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", снятом в 1975 году, есть эпизод, в котором герои говорят о приобретении мебельной стенки, кто сколько "дал сверху". 
    В условиях постоянного дефицита, приобретение товаров часто зависело от знакомств с продавцами или директорами магазинов. Для обозначения таких полезных знакомств стало использоваться слово "блат". 
    Так и говорили: купил "по блату", то есть благодаря выгодному знакомству, через "нужных" людей.
    Пустые полки магазинов становятся символом 1980 –1990-х годов.
     
    "ПЕРЕСТРОЙКА" (1985 – 1991). ТАЛОНЫ НА ПРОДУКТЫ
     
    В СССР началась "перестройка", долгожданные перемены в идеологии, экономике, политике, произошла демократизация общества, внедрена гласность, свобода слова, отменена цензура, достигнута разрядка в отношениях с Западом, произошел переход к рыночной экономике.
    Слово "перестройка" принадлежит М.С. Горбачеву – последнему Генеральному секретарю ЦК КПСС, первому и единственному Президенту СССР (март 1990 – декабрь 1991).
    В период "перестройки" товарный дефицит достиг пика. В условиях тотального дефицита государство было вынуждено вводить нормирование распределения товаров, так появилась карточная система или "талоны".
    В 1989 году в Ленинграде ввели талоны на сахар, масло, чай, колбасу, мыло, стиральный порошок, сигареты, вино. Все это можно было приобрести только по талонам! Так было до 1992 года.
    Мне с двумя маленькими детьми пришлось пережить на личном опыте многочасовые стояния в огромных очередях, чтобы "отоварить талоны" на продукты питания.
     
    МОЯ РОК-­ЖУРНАЛИСТИКА. ЮРИЙ ШЕВЧУК ("ДДТ") У МЕНЯ В ГОСТЯХ. 
    МОИ СТАТЬИ В ГАЗЕТАХ ЗАВОДА "ЭЛЕКТРОСИЛА"
     
    Российские рок-­музыканты сильным поэтическим словом выступили за демократию, свободу, гласность. Я поддерживала необходимость перемен в стране, но все же не представляла, что стану рок-­журналистом, хотя и на малое время.
     
    Началовь с того, что в 1987 году (мне было 29 лет) я впервые услышала песни рок-­группы Юрия Шевчука "ДДТ". Услышала случайно, когда проходила на первом этаже нашего дома мимо квартиры, где жила молодая пара, Дубровские... Попросила магнитофонную запись. Потом мы были дружны несколько лет.
     
    Патриотическая и антивоенная лирика, социальный протест, душевное исполнение, яркие музыкальные образы – всё творчество Юрия Шевчука произвело на меня сильное впечатление.
    Потом я увидела афиши концерта "ДДТ" в Ленинградском Спортивно-­концертном комплексе (тогда им. Ленина) в нашем Московском районе, купила билет и одна пошла на концерт. (СКК был разрушен, снесен в 2020 г.). 
     
    На концерте сотни зрителей пели песни стоя, зная слова каждой песни наизусть. Во время исполнения Шевчуком песни "Не стреляй" я заплакала. 
    Мне очень захотелось встретиться с талантливым рок-­музыкантом. Я позвонила в Ленинградский рок-­клуб, рассказала о моих впечатлениях, и так уж получилось, что мне просто дали номер телефона семьи, где тогда жил Юра. Это была семья Кузнецова Володи.  ...Шевчук был на гастролях, сказали позвонить в конце лета.
    Позвонила осенью. Удивительно было то, что на мое предложение просто придти к нам в гости на Варшавскую 61, Юра ответил согласием. 
     
    Я встретила Шевчука на остановке, он приехал на троллейбусе. Мы провели замечательный вечер, пели песни, выпивали, пили кофе...
    Когда мы слушали песни и рассказы Юры за столом, я поняла, что хочу рассказать о встрече с Шевчуком другим людям. Я попросила мужа сфотографировать Юрия с гитарой на лестнице.
    Мой муж тогда еще работал рабочим на заводе "Электросила".
    И вот я написала статью о встрече с Шевчуком для многотиражной газеты "Электросила". Мою статью напечатали и предложили мне вести рубрику о рок­музыке на двух страницах. 
    Несколько лет я была независимым рок-­журналистом. Также я написала статьи о рок-музыке для газеты "В полет" родного Авиационного института. 
     
    Юрий Шевчук еще один раз был у меня в гостях, об этом я пишу в тексте о Саше Чернецком ("ГПД", "Разные люди", Харьков, Украина).
     
    На концертах "ДДТ" я была часто, имела возможность заходить до или после концерта просто немного общаться с музыкантами группы. 
    Однажды я и муж были на концерте "ДДТ" в Москве. 
     
    РОК­-МУЗЫКАНТЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ: "НОЛЬ", "ГПД", "РАЗНЫЕ ЛЮДИ", 
    "АЛИСА", "АУКЦЫОН", "ПОП­-МЕХАНИКА", "РОК ­ШТАТ", "ИГРЫ"...
     
    После первой статьи о Юрии Шевчуке, когда мне дали рубрику в газете завода "Электросила", я начала приглашать рок­-музыкантов в гости. У нас дома на Варшавской побывали многие "звезды" рок-­музыки. 
    О наших встречах у меня дома или на концертах я писала в моих статьях.
    Приходили в гости рок­-музыканты, авторы­-исполнители:
    музыканты группы "Ноль": Федя Чистяков (баян), Дмитрий Гусаков (гитара) и Сергей Шарков (ударные), Андрей Муратов (клавиши "Зоопарк", клавиши "ДДТ" с 1987 г. по 1993 г.), Игорь Семенов (лидер "Рок ­штат"), шоумен и поэт Олег Гаркуша ("АукцЫон" с 1985 г.), художник Кирилл Миллер; шоумен и танцор Вова Веселкин ("АукцЫон" с 1987 г. до 1992 г.), Саша Чернецкий ("ГПД", "Разные люди"), Сергей Чиграков ("Чиж & Co", "Разные люди"), Александр Донских, а также многие другие музыканты, чьи имена не сохранились в "звездной" истории отечественного рока.
     
    "НОЛЬ"
    В 1987 году я написала статью о группе "Ноль" и Федоре Чистякове. Феде было 19 лет, а мне 29. Музыканты группы были у нас дома несколько раз. У мужа был аккордеон, так что Федору было, на чем играть у нас дома на кухне, мы пели песни.
    На сайте группы "Ноль" есть моя статья "Будем надеяться!" и фотографии у нас дома (с зеркалом).
     
    "ГПД". "РАЗНЫЕ ЛЮДИ" 
     
    Я написала статью о триумфальном выступлении Александра Чернецкого, рок­-группа "ГПД" из Харькова (Украина, тогда СССР), на VI Ленинградском рок-фестивале в июне 1988  года на Зимнем стадионе. В тот день мы близко познакомились со всеми музыкантами группы, были у нас дома.
    Саша Чернецкий и его будущая жена Инна много раз жили у нас дома, когда Саша лечился в больнице.
    Мы принимали и отца Саши, когда он приезжал на операцию сына.
     
    Конечно, в гости часто приходил и Сергей Чиграков, пели песни, выпивали... 
     
    В один из вечеров у нас в гостях за одним столом собрались Юра Шевчук, Слава Бутусов, Саша Чернецкий... Я просила известных музыкантов поддержать Сашу перед операцией.  
    В 1991 году сняли клип на мою песню "Лодочка", песня была написана в подарок для Чернецкого. Клип был снят в больнице, ныне клиника св. Георгия. Есть небольшой фильм, там еще и моя песня "Страшно". 
    Мы часто навещали Сашу в больнице, и у нас дома он жил всегда, когда ложился в больницу. 
     
    Весной 1998 года позвонил Сергей Чиграков, спросил мою гитару, чтобы где-­то выступить. Но мы тогда только что переехали в первую снятую квартиру и вещи были не разобраны.
     
    Многое могла бы написать, но не хочется.
     
    "АЛИСА"
     
    В июле 1988 года мне довелось быть участницей нашумевшего процесса: "Алиса" против газеты "Смена". В популярной ленинградской газете "Смена" была опубликована статья "Алиса" с косой челкой", в которой лидер группы Константин Кинчев был ложно обвинен в том, что во время концерта во Дворце спорта "Юбилейный"  в ноябре 1987 года якобы крикнул нацистское приветствие.
    Я была во Дворце спорта "Юбилейный" на том концерте, имея личную договоренность с Кинчевым о интервью для статьи для завода "Электросила". Ничего, о чем писала "Смена", я, разумеется, не слышала, потому что вся статья была сплошная ложь. Я выступила в суде в защиту "Алисы". 
    На сайте "Алисы" есть одна из моих статей "Мы вместе!", которая была написана для газеты ЛИАПа "В полет" в ноябре 1987 года.
     
    "АУКЦыОН"
     
    Я написала статью о группе "АукцЫон" в 1987 году.
    О поэтическом творчестве шоумена Олега Гаркуши я подготовила авторскую радиопередачу с интервью, Олег читал свои стихи. Передачу записали на студии звукозаписи Дворца творчества юных, звукооператор Сергей Дементьев.
     
    Близко была знакома с художником Кириллом Миллером, "легендой андеграунда", он был у меня в гостях дома. Однажды я с дочерью Кристиной побывали в квартире Кирилла в старом доме на Петроградской стороне, мы смотрели его картины.
     
    Когда в 1992 году я начала сама выступать на сцене, то по приглашению Кирилла несколько раз выступала в музыкально-­артистическом клубе "Арт­-Клиника" на Пушкинской 10. Клуб был открыт Миллером, просуществовал до 1997 года.
     
    Мои личные встречи с Кириллом, включая встречи на улицах Петербурга вплоть до моего отъезда из России, запомнились душевностью, искренностью общения.
      
    В 1989 году вместе с группой "АукцЫон" я была в Москве на Телевидении на съемках "Музыкального ринга", по приглашению создателей "Ринга". У меня в руках была пластинка "Как я стал предателем" и я задавала вопрос только для того, чтобы показать изданную во Франции (!) пластинку "АукцЫона". Также на "Ринге" можно увидеть плакат Олега Гаркуши, который по моей просьбе отпечатал в типографии мой отец (!), хотя он уже был на пенсии.
     
    У меня дома часто был в гостях Вова Веселкин, талантливый артист, танцор и художник. Веселкин жил в Гатчине под Ленинградом, выступал в "АукцЫоне" с 1987 года до 1992 года, потом стал исполнять собственные песни. У нас было общение, которое закончились летом 1993 года, вскоре после совместного концерта "Друзья о любви". Этот концерт прошел в "Театре эстрады" с участием, в частности, Александра Донских, а в конце выступил наш особый гость – Юрий Шевчук.
     
    "ПОП­-МЕХАНИКА" КУРЕХИНА
     
    Также я была знакома с ленинградским музыкантом-­авангардистом, композитором Сергеем Курехиным (1954 – 1996). О его творчестве написала статьи. 
    Мы познакомились в концертном зале "Октябрьский" на концерте "Поп­-механики", в котором принимали участие: оперный певец Борис Штоколов (1930 – 2005), театр клоунады "Лицедеи", эстрадный певец Кола Бельды и др.
    В 1989 году я была на ТВ-передаче "Музыкальный ринг": Джоана Стингрей и Сергей Курехин.
     
    "РОК ШТАТ"
     
    С лидером группы "Рок штат" Игорем Семеновым мы дружили семьями. Мы были в гостях у Игоря и его жены Аллы с тремя детьми, когда они жили в Ораниенбауме (тогда Ломоносов). Написала статьи. 
    Когда в 1992 году я стала сама выступать, то Игорь записал на своей домашней студии аранжировку для двух моих песен. Одна песня не сохранилась. А вот "Осенний блюз" можно послушать на странице "Аудио. Видео".
     
    Вместе с Игорем и его сыном Данисом летом 1991 года мы были в Харькове на рок­фестивале, вместе ехали на поезде.
    Когда в январе 1993 года в клубе "Рокси" "Рок штат" отмечал свое 10-­летие, я была в числе гостей, приглашенных Игорем для выступления. Есть фотография, где для выступления после меня готовится группа "АукцЫон".
     
    Добавлю в 2024 году, что я много лет не слушаю ни рок-музыку, ни эстраду, только  иногда песни Майкла Джексона. Но вот две песни Игоря Семенова я обязательно слушаю хотя бы раз каждый год, это красивый русский современный романс "Забудь про меня" и песня о войне "Лес". 
     
    "ИГРЫ"
      
    О рок-группе "Игры" братьев Виктора и Григория Сологубов я написала статьи в 1989 году после выездного, то есть снятого не в Ленинграде, а на Телевидении в Москве "Музыкального ринга", куда я была приглашена, как журналист, авторами "Ринга" Тамарой и Владимиром Максимовыми.
     
    ДРУГИЕ...
     
    А еще были мои статьи о рок-­группах: "Зоопарк", "Нате" Славы Задерия, "Машина времени", "Секрет"...
    Мои статьи, опубликованные в многотиражной газете завода "Электросила" и в других изданиях, куда брали сами музыканты, у меня не сохранились. Статьи были собраны в альбоме вместе с фотографиями рок-­музыкантов. Уцелел у меня только фотопортрет Чернецкого с его подписью и автографами Шевчука и Бутусова, когда они были у нас дома. Есть фотография со дня свадьбы Саши и Инны, которую они прислали мне из Харькова в Ленинград в 1999 году.
    Не мудрено было потерять альбом со статьями и фотографиями, если учесть, что в Петербурге мне пришлось несколько раз выдержать переезды на разные квартиры, после того, как я и дети весной 1998 года остались без своего жилья в родном Петербурге.
     
    Собственно после 1998 года моя жизнь окончательно изменилась. Дружеские связи были утрачены. 
    В апреле 2004 года я и Артем встретили на Невском проспекте хорошо мне знакомого музыканта Александра Донских, он пригласил и дал билеты на концерт, Вечер памяти рок-­музыканта Майка Науменко в клубе "Порт" в центре Петербурга. В клубе я немного общалась с Чернецкими Сашей и Инной, с Олегом Гаркушей.
    До самого отъезда в Болгарию весной 2015 года я часто встречала знакомых рок-музыкантов на улице или в метро. Многие были искренне рады меня видеть и рассказывали мне истории из своей жизни.
     
    МОИ ДЕТИ И РОК­-МУЗЫКА
     
    Начиная с 1987 года, на многие рок-концерты мы ходили вместе с детьми Кристиной и Артемом. В первый наш выход на концерт Кристине было 4 года, а Артему 3 года. Дети вели себя замечательно, танцевали и всем нравились. Вне сомнения, Кристина и Артем выросли в творческой атмосфере. Кристина хорошо помнит, как рок­-музыканты пели у нас дома, оставались на ночевки, было интересно и весело.
    Я показывала художнику Кириллу Миллеру первые рисунки Кристины, они ему понравились. Мы вместе с Кристиной несколько раз были в гостях у Кирилла, когда он жил в старом доме в центре Петербурга на Петроградской стороне.
     
    Оригинальная, авангардная, творческая атмосфера художественного отношения к жизни, которую видела Кристина в нашем доме, на концертах и в гостях у музыкантов – стала частью воспитания и становления будущего творческого, активного человека.
     
    УЧАСТИЕ В ТВ­-ПЕРЕДАЧАХ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ"
     
    В 1987 – 1989 годы я принимала активное участие в телевизионных передачах – "МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ", по приглашению авторов передачи Владимира и Тамары Максимовых. 
    С 1986 по 1989 год передача, имея огромную популярность,  транслировалась по Первой программе Центрального телевидения. 
    В 1988 году "Музыкальный ринг" из Ленинграда начал транслироваться в прямом эфире и дал возможность телезрителям стать участниками шоу: задать вопрос соперникам на ринге и проголосовать за понравившегося претендента на звание победителя по телефонно-компьютерной связи. Передача разделилась на три раунда, а прямой эфир длился два с половиной часа.
    Я по возможности задавала вопросы участникам "Ринга", потом писала статьи для газет о впечатлениях. Была на "Рингах":
    – 1987 год. "Ринг" Джоанна Стингрей, Сергей Курёхин и группа "Кино".
    – 1988 год. "Ринг" Виктор Резников и Игорь Корнелюк.
    – 1988 год. "Ринг" Ирина Отиева и Лариса Долина.
    – 1989 год.  Жанна Агузарова.
    В конце "Ринга", когда идут титры, Жанна подарила мне букет цветов.
    – 1989 год.  "Ринг" снимали в Москве.
    "Рок-­Москва:  "Звуки Му" с участием Петра Мамонова, против Рок­-Ленинграда: "Джунгли", "Игры", "АВИА".
    Авторы передачи собрали "питерскую команду": несколько человек журналистов; композитор А.В. Кальварский (1934 г.р.); профессор, зав. кафедрой этики и эстетики философского факультета Петербургского гос. университета Надежда Васильевна Голик (1945 г.р.), (к слову, в Питере мы жили на соседних улицах, были несколько лет в близком общении с Надей и ее мужем Георгием); Евдокия Леонидовна Брандман (1943 г.р.), социолог и журналист, близкая подруга политика Галины Старовойтовой (о этих женщинах я написала в следующей гл. 8). 
    Нас привезли на скоростном поезде, это было увлекательно. Разместили в гостинице.
    – 1989 год.  "Ринг" снимали в Москве.
    Группы "АукцЫон" и "Своя Игра", "Рондо" и Сергей Минаев.
    В Москве в эти два дня съемок мы хорошо провели время в компании "АукцЫона", побывали возле дверей квартиры писателя Михаила Булгакова на Патриарших прудах (писателя не люблю, но за компанию сходила), гуляли по Старому Арбату и центральным проспектам столицы.
     
    ...Советская и российская музыкальная телепередача "Музыкальный ринг" была закрыта в 1990 году. После "возрождения" в 1997 году "Ринг" существовал еще 4 года, но это была совсем другая передача, и я не смотрела, как и в целом перестала смотреть телевизор с его ток-­шоу, дискуссиями, мнениями, эстрадными концертами и прочим. У нас с Кристиной вообще нет телевизора с 2006 года, а новости я ЧИТАЮ на сайтах "ВВС", и  "Мail.ru".
     
    РОК-­МУЗЫКА, "ПЕРЕСТРОЙКА" (1985 г. – 1991 г.) 
    И "КРИМИНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"
      
    В СССР в 1985 году "брежневская эпоха застоя" под руководством Коммунистической партии подошла к логичному концу. В стране ввели талоны на приобретение продуктов питания и вещей первой необходимости. Полки магазинов были пусты. Недовольство людей своей жизнью дошло до "точки кипения". Началась "перестройка" Михаила Горбачева. (Об этом подробно в начале этой главы). 
    В годы "перестройки" СЦЕНА, на которой проходили рок-­концерты, представляла собой скорее ТРИБУНУ, с которой рок-­музыканты обращались к молодежи.
    В 1987 году я начала писать о рок-­музыке, потому что поддерживала идею перемен в стране, выступала за демократию и гласность.
    Я была, как журналист или просто зритель, на многих рок-фестивалях и рок-концертах в Дворцах и Домах культуры, и, конечно, в Ленинградском рок-клубе на ул. Рубинштейна.
    РУССКИЙ РОК воспринимался мною, как актуальное социальное явление, совпадающее с общественным мнением, творчество, направленное на внешние перемены в жизни общества.
     
    Телевидение предоставило рок-музыкантам доступ к миллионам зрителей. Благодаря, например, "Музыкальному рингу", рок-музыка становилась популярна, узнаваема, эффективна. 
    Рок­-концерты производили впечатление, что в стране прямо здесь ­и­ сейчас происходит что-­то очень важное.
    Дворцы и Дома культуры, где выступали такие группы, как "ДДТ" Шевчука, "Алиса" Кинчева и "Кино" Цоя, приходилось буквально "брать с боем", проходя сквозь кордоны милиции.
    С одной стороны, рок-концерт был легальным, по билетам, а с другой – властями намеренно создавалась видимость полузапрета и необходимости преодоления препятствий. 
    Действительно, с Виктором Цоем мы пели: "Перемен требуют наши сердца!", с Кинчевым: "Мы вместе!"
    На рок-­концертах все мы переживали единство желания жить в обновленной стране – свободной, открытой, богатой, дружелюбной.
     
    С октября 1987 года на телевидении выходила в эфир из Москвы популярная программа "Взгляд", ... "все жители СССР спешили к экранам, чтобы увидеть Захарова, Листьева, Любимова". 
    К слову, мы познакомились на телестудии "Останкино", когда были в Москве на съемках "Ринга". 
     
    В 1987 году режиссер Алексей Учитель снял документальный фильм "Рок", посвящённый советскому року 1980-х годов.
     
    Однако, очевидно и ясно, что если Власть не захочет, чтобы кто­-то где­-то выступал перед широкой публикой, призывал к переменам и гласности, то она, Власть, этого абсолютно точно не допустит!
    "Перестройка" была нужна Народу, потому что Народ хотел жить лучше и верил, что новая Власть будет служить интересам людей, создавать новые законы в экономике, модернизировать старые и открывать новые заводы и фабрики, ориентировать молодежь на светлые и добрые ценности жизни.
    Но "перестройка" была нужна и тем, кто просто хотел Власти и денег, ожидая от "перестройки" личной выгоды.
      
    Я убеждена в том, что рок-­музыканты при всей честности своей позиции относительно необходимости изменить жизнь страны к лучшему, – однако по сути были намеренно использованы существующей и обновляющейся Властью в своих личных корыстных интересах. Определенные люди во Власти точно знали, какие цели они преследуют, позволяя я народу, толпе, конечно же, на малое время, – свободу слова и гласность.
    Забота о жизни людей, о чем Власть громогласно заявляла, как о главной цели, – была более на словах, нежели оказалось на деле. Кроме того, с "перестройкой" на улицы пришла организованная преступность, а в кинематограф – "жёсткая натуралистичность убогой жизни провинциальных городов"... 
      
    — "За фасадом перестройки в СССР":
    "Во второй половине 1980­-х годов рост преступности наблюдался практически по всем видам преступления: против личности, собственности, должностные преступления" (С.В. Богданов, В.Н. Орлов).
    К 1990 –1991 годам процессы криминализации общества стали выходить из-под контроля государства.
    — Весной 1988 года вышел фильм "Маленькая Вера" режиссёра Василия Пичула, который стал одним из символов перестроечной эпохи. "Дело не в том, что там впервые в советском кино была более-менее откровенно показана интимная сцена, а в том, что было открыто целое направление в кинематографе, получившее название "чернуха".
    "В картине впервые присутствует откровенная интимная сцена, которая до эпохи Перестройки была совершенно немыслима для показа в кинотеатрах СССР (из западных фильмов подобные сцены "вырезались"). После "Маленькой Веры" на экран потоком начали выходить ленты на запрещённую до того тематику: преступности, проституции, бытового насилия".
    — "Интердевочка" – двухсерийный художественный фильм Петра Тодоровского, о жизни валютных проституток. Один из самых популярных фильмов времён перестройки и лидер советского проката 1989 года.
    — "1980 –1990­-е годы. Перестройка и криминальная революция":
    "Широкие масштабы приобрела организованная преступность, для которой была создана самая благоприятная обстановка, значительно выросло число тяжких преступлений, при прямом попустительстве высшей власти шло открытое и откровенное разграбление государственной собственности" (Управление МВД России по Ярославской области).
    — Одним из источников доходов отечественной мафии в 1990-е годы стали доходы от рэкета – нелегальной деятельности по защите прав собственности легальных и нелегальных предпринимателей.
    — "Период с 1991 по 2000 год был впоследствии назван "золотым временем российской мафии", когда лидеры организованной преступности сращивались с государственным аппаратом" (Л.В. Глазкова, канд. юрид. наук).
    — "Перестройка как преступление", историк Платонов О.А.
    "Чем больше лет проходит с так называемой "перестройки", тем сильнее убеждаешься, что ты был свидетелем величайшего преступления, задуманного против народа, сохранившего в XX веке хоть какие-то остатки христианской духовности. Строго говоря, никакой "перестройки" не было, ее название стало ширмой, за которой скрывались государственная измена и предательство. В реальной жизни не существовало и "реформ", а их названия были камуфляжем, прикрывающим преступные деяния по расхищению народного богатства. Поэтому, вспоминая сейчас людей, руководивших тогда "перестройкой", я как историк не могу их рассматривать, как общественных или государственных деятелей, а вижу в них уголовных преступников".
     
    ПОЧЕМУ В КОНЦЕ 1990 ГОДА 
    Я ПОТЕРЯЛА ИНТЕРЕС ПИСАТЬ СТАТЬИ О РОК-­МУЗЫКЕ
     
    Я имела возможность продолжать быть активным и востребованным рок­-журналистом, публиковать мои статьи, но творчество рок-­музыкантов интересовало меня всё меньше.
    Я писала статьи о рок-­музыке с 1987 года, когда в СССР еще сохранялась "тень полузапрета" на выступления рок-­групп.
    Мне было интересно открывать прежде всего для самой себя яркий мир рок-­музыки, близко общаться с музыкантами, поддерживать словом и делом необходимость перемен в стране.
     
    Начиная с  1990  года  "русский рок как протестная субкультура потерял своё значение; рок-­музыка после легализации начала становиться частью нарождающегося российского шоу-­бизнеса".
    Шоу­-бизнес это деньги, это индустрия развлечений.
     
    Философия рок-­музыки, рок-­культура претерпевала изменения, потому что постепенно уходила  от формы протеста и "трибунного обращения" с призывами изменить жизнь страны. Уходила в сторону коммерциализации.
    Я видела, как некоторые лидеры отечественной рок-­музыки буквально на глазах становились другими людьми. Испытание славой и деньгами... Не знаю, остался ли кто честен, искренен, да и просто с вдохновением?
    Со мной доверительно делились своими печальными впечатлениями простые музыканты, которые вынужденно уходили из рок-­групп, не желая видеть, как "звездная болезнь" разрушает образ лидера, человека, которого они уважали, создает тяжелую атмосферу для совместной работы.
    Иногда такие музыканты создавали новую группу или уходили в другую, но многие рок­-группы вовсе распадались, исчезали, оставляя за собой лишь несколько песен в истории Ленинградского рок­-клуба.
    Иногда в известных рок-­группах вдруг оказывались ненужными директора, которые верой и правдой служили в годы становления  рок-­музыки. Лидеры групп заменяли своих недавних друзей на других людей, более полезных в шоу­-бизнесе.
    Хотя и многотысячная, но все же ограниченная аудитория любителей рок-­музыки диктовала новые отношения между рок-­группами, которые теперь начали бороться за возможность выступать на стадионах и сценических площадках, приносящих больше денежной прибыли. Разумеется, деньги на запись песен нужны, и на видеоклипы нужны и на рекламу, да и жить хорошо тоже хочется. Ничего личного, просто шоу-­бизнес. Личность менялась, а старые, проверенные временем "перестройки" песни, написанные по вдохновению, оставались, создавая ложное впечатление, что всё о,кей. 
    Я видела, как исчезали со сцены молодые перспективные талантливые музыканты лишь потому, что они не имели денег поддерживать свою творческую жизнь. Для рок-­музыкантов все становилось также, как в эстраде. Сначала "на раскрутку" нужны деньги. Так появляется зависимость от тех людей, кто вложили деньги в свой, извините, товар и хочет получить прибыль. Рок­-музыканты в начале пути воспринимались многими людьми, как непродаваемые. Но оказалось, что каждый имеет цену. Иначе на сцене, в шоу-бизнесе быть не может. Просто рок-­музыка изначально имела ореол неподкупности...
    Мне не нравилось многое, что я видела.
    Да и мой личный опыт отношений с рок-­музыкантами оставлял желать лучшего. Все хотели слышать только о том, какие они славные и талантливые, какими бесстрашными они были в годы "перестройки", и что они это "голос совести" всей страны.
    К сожалению, рок-­музыка в ее послеперестроечном и, говоря исключительно языком коммерции, "продажном виде" – довела некоторых рок-­музыкантов до самоубийства, так велико было их разочарование; такой, оказывается, слабой оказалась их воля к жизни; таким бесполезным против депрессии оказалось их творчество.

     

    __________________

    Ист. 5.

    Из неопубликованной книги "История моей жизни" гл. 8.
     
    "ЗНАКОМСТВО В 1988 ГОДУ И РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТ 
    ДЛЯ ПОЛИТИКА Г.В. СТАРОВОЙТОВОЙ"

     
    / Политик Галина Старовойтова (1946 – 1998). / Евдокия (Доня) Брандман. / Поездка в Кронштадт. Личные встречи. Редакция газет. / Год 2014. В музее Г.В. Старовойтовой в Санкт-­Петербурге. / Стихи на память
      
    ПОЛИТИК ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА СТАРОВОЙТОВА
     
    Галина Старовойтова (1946 г. Челябинск – 20.11.1998 г. Петербург) – ученый, политик, правозащитник, народный депутат СССР, РСФСР, депутат Государственной думы РФ, советник Президента России Бориса Ельцина по межнациональным вопросам, председатель партии "Демократическая Россия".
    В ночь с 20 на 21 ноября 1998 года Галина Старовойтова была расстреляна в подъезде своего дома № 91 на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге.
    "Старовойтова была одним из самых бесстрашных и бескомпромиссных политиков "демократической волны" 90­-х годов".
     
    В 1964 году Старовойтова поступила в Ленинградский Военно-механический институт, однако закончив 3 курса, поступила на психологический факультет ЛГУ имени А. А. Жданова, который окончила с отличием в 1971 году.
     
    В 1996 году, почти в 50-летнем возрасте, приняла крещение в храме Михаила Архангела в Тропарёве.
     
    ЕВДОКИЯ (Доня) БРАНДМАН 
     
    С политиком Галиной Старовойтовой меня познакомила ее близкая подруга Евдокия Леонидовна Брандман (1943 г.р.), или просто Доня, в 1988 году, когда я была независимым рок-журналистом. 
    Галина Старовойтова и Доня вместе учились в Ленинградском Военно-­механическом институте и потом дружили все годы жизни.
     
    Прежде я хочу записать о моем по сей день искреннем уважении к Доне. 
    Мои самые добрые воспоминания об этой женщине не потускнели и не омрачились за многие годы, хотя мы не виделись после того, как в 1998 году я и дети-школьники остались без жилья и прописки в Петербурге, и моя жизнь сильно изменилась.
    Возможно, мне следовало сделать первый шаг навстречу, хотя бы перед тем, как в 2015 году я и Кристина уехали в Болгарию. Так или иначе, но мои чувства к Доне остались неизменно с душевным уважением. 
    Эта женщина, о существовании которой знают очень немногие, однако внесла большой вклад в события времен "перестройки", она участвовала едва ли не во всех смелых телевизионных проектах, которые рождались в Ленинграде в годы "перестройки".
    Доня занималась журналистикой, идеологией, социологией, создавала концепты и участвовала в самых ярких социальных культурных и ­политических проектах. Интересы Дони простирались от социальной психологии до современных информационных технологий, а ее искрометные и умные статьи о рок-­музыке, авангардисте Сергее Курехине, ученом Льве Гумилеве и др. публиковались в престижной зарубежной прессе.
    С Доней я познакомилась на концерте "АукцЫона" весной 1988 года. Мы подружились.
    Встречались на концертах, отдыхали вместе на природе, часто собирались у нас дома. Мы (я и муж) много раз были в гостях у Дони, когда она собирала своих знакомых, известных в культуре и политике людей. 
    Мы были на свадьбе Дони и ее верного друга Юрия Шевцова летом 1992 года. 
    Я не только уважала Доню, как журналиста и женщину, но восхищалась ее поразительной нестяжательностью во всем. 
    Женщина высокого ума, быстрого проникновения в суть вещей, с тонким чувством юмора, удивительной скромности, – Доня могла рассказать, как утром хорошо подзаработала мытьем окон в школе, ... а вечером в ее доме собирались важные люди, которые "творили историю".  
    Доня всегда кого-то защищала, за кого-то боролась, имея ценностью  жизнь в правде, просто "за идею". Я в жизни больше не видела столь бескорыстного человека, учитывая реальные возможности и востребованность Дони, Евдокии Брандман.  
     
    Однажды, когда мы были у нас дома, я сильно разошлась против евреев... 
    Доня улыбается и спрашивает вроде того:
    — Света, да Вы антисемит что ли?
    Отвечаю:
    — А Вы мне скажите, что такое "семит", и я скажу, "анти" я или нет.
    Мы смеялись.
     
    Доня старше меня на 15 лет, и всегда предлагала мне общаться на "ты", но для меня обращение на "Вы" именно к Доне всегда было знаком уважения.
      
    У нас имелись расхождения во взглядах на события мира. Возможно, сейчас они стали бы непреодолимой пропастью, но мне важно записать о женщине, которую я неизменно помню с уважением за ее верность идеалам справедливости, нестяжательный образ жизни, скромность,  внутреннее спокойствие и приветливость. 
     
    ПОЕЗДКА В КРОНШТАДТ. ЛИЧНЫЕ ВСТРЕЧИ. РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТ
     
    С Галиной Старовойтовой мы познакомились в 1988 году (надеюсь, что не ошибаюсь в дате), когда Доня пригласила меня поехать в  Кронштадт в составе небольшого числа политиков и журналистов вместе с Галиной Васильевной, на ее предвыборное выступление.
    Кронштадт – город­-порт на острове в Финском заливе. Дамба, построенная как защитное сооружение Петербурга от наводнений, строилась много лет: с 1979 по 2011 год. Мы приехали в Кронштадт по строящейся дамбе из Питера на машинах, это было особенное событие.
     
    День стоял солнечный и теплый.
    Во время выступления Галина Васильевна произвела на меня впечатление необычного единства – силы духа и женственности. Мягкость жестов, открытый взгляд, интеллигентность, располагающая улыбка, что-то близкое, обычное и уютное, ОБАЯНИЕ в сочетании с непоколебимой уверенностью в своей правоте, идеалах и поставленных целях.
     
    Один из солидных военных, выходя из зала, восторженно громко сказал: "Какая красивая женщина!".
     
    В тот солнечный день в Кронштадте я подарила Галине Васильевне букет гвоздик. Вечером того же дня она уехала в Москву.
     
    Спустя месяца три мы вновь встречались с Галиной Васильевной. Это было в Мариинском дворце, где заседает Законодательное Собрание Петербурга.
    Когда я вошла, Старовойтова была окружена людьми. Я заметила, что Галина Васильевна обратила на меня внимание. Я издали скромно поздоровалась.
    Она улыбнулась и сказала: "А Ваши цветы оказались удивительно стойкими. Они простояли у меня в Москве несколько дней. Спасибо Вам".
     
    Просто букет гвоздик, да и время прошло... как она помнила? 
      
    Я была литературным редактором трех газет Галины Старовойтовой, изданных во время ее предвыборной кампании. Галина Васильевна лично пригласила меня выполнить редакцию.
    Газеты, изданные во время предвыборной кампании Галины Васильевны, я редактировала с большим удовольствием, потому что в них было много интересных историй. 
    Старовойтова была знакома с видными политическими деятелями разных стран: с Маргарет Тэтчер (премьер-министр Великобритании), с Жаком Шираком (президент Франции, 1995 – 2007), с Генри Киссинджером (США, государственный деятель, дипломат и эксперт в области международных отношений), и другими.
     
    Когда после 1991 года я стала выступать с моими собственными песнями и романсами, то подарила аудиозапись Галине Васильевне и ее помощнику Руслану Линькову.
    Позже Руслан сказал мне, что Старовойтовой очень понравились романсы.
    Руслан работал на Питерском телевидении. Музыка из моего "Осеннего романса" использовалась Русланом для оформления его ТВ­-программы.
     
    Галина Старовойтова была убита 20 ноября 1998 года в подъезде своего дома на набережной канала Грибоедова в Санкт-Петербурге. 
    Тяжелые огнестрельные ранения получил также ее помощник 27-летний Руслан Линьков, он выжил.
     
    "Галина Старовойтова  могла стать первой женщиной-президентом в истории России. Но её голос и жизнь оборвали выстрелы в подъезде".

    Старовойтовой было 52 года, в жизни она была скромным и небогатым человеком, но исключительно яркой личностью, уникальной женщиной.
     
    "Прогремевшее на всю страну убийство правозащитницы потрясло россиян, а следствие по делу затянулось на долгие годы". Заказчики преступления остаются неустановленными.
    "Убийство Галины Старовойтовой это вызов всему обществу, не случайность и это не то, что хотели бы скрыть".
    "В России совершено одно из самых вызывающих преступлений конца ХХ века. Наемные убийцы расстреляли самую известную в стране женщину-политика – Галину Старовойтову".
     
    Со всех концов Петербурга приезжали люди к дому на канале Грибоедова, приносили цветы, стояли с зажженными свечами, не скрывали слез.
     
    Старовойтова похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
     
    Через год после гибели Галины Старовойтовой на вечере памяти народный артист Олег Басилашвили (1934 г.р.) сказал: "Она была единственным современным российским политиком, кто не боялся возвысить свой голос по самым острым, серьезным и опасным вопросам и чей голос был слышен. А теперь мы замерли в каком-то безмолвии, предчувствии возврата к разговорам полушепотом на кухнях…"
      
    В МУЗЕЕ ГАЛИНЫ СТАРОВОЙТОВОЙ в Санкт-­Петербурге
      
    5 марта 2014 года я и дочь Кристина были в музее Галины Васильевны Старовойтовой на ул. Большая Морская, 35. Музей создан в депутатской приемной Г.В. Старовойтовой.

    Президент Фонда – Ольга Васильевна Старовойтова, родная младшая сестра Галины Старовойтовой. Ольга Васильевна – член Международного союза журналистов. 
     
    (Дополню, что Ольга Старовойтова умерла в 2021 году, на 74-м году жизни. Старшую сестру она пережила на 23 года).
     
    Директор Фонда – Галина Георгиевна Маркелова, работавшая помощником Старовойтовой в течение всего периода, когда Галина Васильевна была депутатом – СССР, России, затем Государственной Думы РФ.
     
    Галина Георгиевна радушно встретила нас в музее, и было удивительно, что она сразу меня вспомнила.
    Мы побеседовали о прошлом и, конечно, о убийстве Старовойтовой. После чего Галина Георгиевна сочла нужным и позвонила  Ольге Васильевне. 
    Я и Ольга поговорили по телефону, я высказала свои личные наблюдения и мысли относительно странных событий в год убийства Галины Старовойтовой, и на этом все.
     
    СТИХИ НА ПАМЯТЬ О ГАЛИНЕ СТАРОВОЙТОВОЙ 
     
    Приведу три из четырех стихов.
     
    * * *
     
    “На смерть Галины Старовойтовой” 
     
    Санкт-Петербург... ноябрь холодный,
    и снег летел, не исчезал...
    здесь боль и слезы, плач народный:
    убийца СЕРДЦЕ расстрелял...
     
    во имя Правды сердце билось
    достойно мужества мужчин...
    трагичный символ – Правда скрылась
    и Петербург не защитил...
     
    приснилась ночью мне, сказала:
    “здесь холодно моей душе,
    я отдохнуть хочу, устала...
    “Романс осенний” спойте мне...” 
     
                                                                                               9 ноября 2013 
     
    * * *
             
    "Памяти Галины Старовойтовой"
                    
    ...весенним светом в памяти России
    хранятся сильных женщин имена...
     
    Галину Старовойтову убили,
    но люди помнят, как она жила…
     
    в сердцах мы благодарность сохранили
    за жизнь во имя правды и добра…
     
    весенним светом в памяти России
    хранятся сильных женщин имена...
     
                                                                                  5 марта 2014
                                                                                  В день посещения музея Г.В. Старовойтовой 
     
    * * *
     
    "Галина Старовойтова"
     
    …мир удивительных мотивов
    в той бесконечности души,
    где женственность неуловимо
    вплелась в Историю страны
      
    цветком весенним, долгожданным,
    цветком сердечной глубины
    и взглядом из России странным
    в лучах душевной доброты…
     
    …мне жаль до слёз, её убили
    во тьме ноябрьской ночной…
    а мы так искренне любили
    Подснежник, что расцвел весной…
     
                                                                                       15 января 2024
     
    ________
    Ист. 6.       Рассказ
     
    О встрече в 1980 году с актером В.И. Стржельчиком и немного о учебе в институте
     
    Я давно написала этот рассказ, использовала сокращенно: "ВИСТ" – Владислав Игнатьевич Стржельчик (1921 г. Петроград  – 1995 г. Санкт-Петербург), русский и советский Народный артист СССР,  многие годы актер в Большом Драматическом Театре на Фонтанке. 
     
    "ВСТРЕЧА С ВИСТОМ"
     
    Встреча произошла весной 1980 года, когда мне, студентке, был 21 год.
      
    Начало весны в Ленинграде, снежное и солнечное, сверкало праздничной радостью. Снег еще лежал сугробами, но солнце принесло тонкий серебряный покров оттепели. Воздух, казалось, источал аромат предчувствия новых событий. Весна!
     
    Я ехала в метро домой из института. В вагоне было свободно.
     
    Известного, очень популярного актера ВИСТА я узнала сразу, едва оказалась вовлечена в центр притяжения его внимательного взгляда.
            
    Вспомнила, что совсем недавно встретила ВИСТА в автобусе. Я вошла на остановке на Московском проспекте. Всё пространство было наполнено людьми, и я буквально натолкнулась на актера и рассмеялась. Внимание ВИСТА к моему симпатичному, веселому лицу ничуть не удивило меня. Однако я определенно смотрела на ВИСТА несколько иначе, чем многие люди смотрят на известного киноактера, то есть на моем лице с улыбкой не было "восторженного взгляда". Вскоре я вышла, кивнув на прощанье.
     
    В метро я вновь улыбнулась актеру, он помнил меня.
     
    Мы поглядывали друг на друга. На станции "Парк Победы" мы оба вышли.
    На мне была короткая курточка из искусственного рыжеватого меха, с капюшоном; бежевая юбка со многими складками, прикрывающая колени; курточку мы сшили с мамой, юбку – я сама; на ногах – красивые кремовые полусапожки с острым носом, на невысоком каблучке. Волосы как бы собраны немного вверх. Высокая, с яркими формами и стройными ногами, я привлекала внимание.
     
    ВИСТ заговорил со мной, когда мы оба стояли на движущейся вверх лестнице эскалатора.
    Вопрос был никакой, вопрос был смешной: "Вы знаете, кто я?"
      
    Это было забавно и, казалось, неожиданно для самого ВИСТА. Впрочем, я действительно смотрела на знаменитого актера без восхищения, и, может, он  подумал, что я все же не узнала его. Весело было и то, что в ответ я назвала его  фамилию не совсем правильно. Улыбаясь, ВИСТ поправил меня.
     
    Так мы познакомились, вышли из метро и остановились на углу Московского проспекта и Бассейной улицы. 
    Весеннее небо казалось бесконечным в своей голубизне, сквозь пронизанной солнечным светом. Это был чудесный день, исключительно праздничный по настроению. Мне запомнилось и сияние неба, и блестящий на солнце снег, и тонкая жемчужная линия высоких сугробов, серебряная оттепель.
     
    ВИСТ сказал, что наша вторая встреча вовсе не кажется ему случайной. Спросил, не поступала ли я в Театральный институт?
     
    В ответ я развернулась в ярком монологе, пространно и вполне театрально рассказала ВИСТУ, что в школьные годы ходила петь в хор Дворца пионеров; там же занималась в кружке "художественное слово"; однажды из любопытства и самолюбия прошла конкурс в Театр Дворца; рассказала, что раньше, когда мы жили в "коммуналке", наш сосед художник, профессор из "Мухи",  отмечал в моих рисунках "хорошее чувство цвета" и советовал поступать в "Муху", всерьез заняться рисунком; похвастала и тем, что с первого курса выступаю в самодеятельности института со своими песнями;  рассказала, что однажды меня пригласили солисткой в вокально-инструментальный ансамбль, приписанный ко Дворцу культуры, но мне уже на второй репетиции не понравились сами музыканты, надменные и высокомерные, и я отказалась; рассказала и о том, что мои стихи печатаются в нашей институтской газете "В полёт", а выступления в самодеятельности помогают мне сдавать экзамены, потому как, если честно, из наук я мало что знаю.
     
    ВИСТ был очень внимателен, улыбался, ждал продолжения...
    И я рассказала ему историю о том, как довольно молодой преподаватель по высшей математике принимал у нас экзамен и ... с ужасом увидел, что я нарисовала на доске "двойной интеграл" повернутый крючочками не в ту сторону. Невероятно, но факт – списала со шпаргалки, пришитой к юбке. Преподаватель грохотал на всю аудиторию про "интегралы не в ту сторону" и обещал, что с треском выпроводит меня из института... Со слезами я вышла и горько плакала. Шла по коридору, остановилась у окна рядом с дверью туалета..., а оттуда как раз вышел этот преподаватель. Ему стало меня жаль. Он спросил посмотреть мою Зачетку, покрутил листы и сказал: "Ну, раз уважаемый Гусман Юрий Аронович ставил Вам "тройку", то, стало быть, Вы что-нибудь все-таки знаете..."
    Я закивала головой, растирая по щекам потоки слез и черной туши.
    Преподаватель вывел в Зачетке спасительную "тройку".
    Если бы он знал, что Юрий Аронович еще с первого курса прекрасно осведомлен, как мало мне известно в математике, ... однако это другая история, лирическая и трогательная в своей чистоте.
     
    Всё это я рассказала ВИСТУ весело, с удовольствием.
     
    Неожиданно он взял меня за руки и сердечно сказал:
    – Да как Вы могли с такими красивыми, длинными пальцами оказаться в техническом институте?!
     
    Он стиснул мои ладони и ждал ответа...
     
    А я невольно вспомнила, что точно такой же вопрос был задан мне совсем недавно во время сессии, когда шел экзамен по предмету, в котором изучались зубчатые колеса и иные механизмы. Профессор N, убедившись в отсутствии у меня познаний о зубчатых передачах, неожиданно взял меня за руки и сказал: "...я видел Вас на институтском вечере, когда Вы пели. Ведь Вы пели свои песни? Они мне понравились. И, если я могу дать совет, то... Послушайте, Светлана, НЕ МЕСТО Вам здесь. Еще не поздно, Вы молоды и красивы. ... А оценку я Вам поставлю: "четыре" или "три"?
     
    Неожиданно ВИСТ почти приказал:
    – Спойте мне то, что вы сами сочинили!
     
    И вот в ясных лучах весеннего солнца, стоя возле сугроба, на улице я пела, громко и выразительно, ничуть не стесняясь людей, которые привлеклись к нам. Затем прочла стихотворение.
    ВИСТ одобрительно кивал, а потом сказал, ... что если я хочу, то могу изменить мою жизнь! И он назначил мне день, когда я должна придти к нему прямо в театр, в БДТ!!! Он сказал, что покажет меня кому-то, но чужое мнение никак не повлияет на его собственное решение участвовать в моей дальнейшей "театральной судьбе".
     
    Когда мы расставались и я уже отошла от ВИСТА, он громко крикнул вслед:
    – Мать! ты похудей немного. Приходи обязательно!
     
    Мне очень запомнилось это странное: "мать". Не знаю, как часто ВИСТ пользовался подобным словом в своей жизни...
     
    Весной 1980 года я действительно могла изменить жизнь, возможность была столь уникальна... Однако, всего за несколько дней до назначенной встречи я повстречала моего будущего мужа, парня из военного городка под Воронежем, ...и на десять лет, до 1991 года вовсе оставила творчество моей души...

     

    P.S.
    В 1997 году в Санкт-Петербурге на доме, где жил актёр (улица Бассейная, 47), была установлена мемориальная доска с текстом: "Выдающийся артист Владислав Игнатьевич Стржельчик жил в этом доме с 1971 по 1990 год".


    _________
    Ист. 7.        Рассказ
     
    "РОМАНС-пророчество "Звезда счастья", написанный в 17 лет"
     
    В 17 лет я написала романс "Звезда счастья". Нот я не знаю, просто подыграла себе на гитаре, сочинив грустную и светлую музыку романса.
     
     
                     "Звезда Счастья"
     
                     ...однажды будут падать звезды,
                     я к небу руки протяну,
                     и буду плакать я от счастья,
                     когда поймаю ту звезду,
     
                     звезду любви, звезду удачи,
                     звезду растраченных надежд,
                     звезду, которой каждый верит,
                     звезду, какой у многих нет...
     
                     жизнь расцветет весенним садом,
                     не будет горю места в ней...
                     звезда в награду за утраты,
                     за боль бессонницы ночей...
     
                     и если грусть легла на сердце,
                     и если слезы давят грудь,
                     полезно, право, мой приятель,
                     на небо звездное взглянуть:
     
                     там вдалеке, на небе синем
                     горит огромная звезда –
                     звезда любви, звезда удачи,
                     то счастья твоего звезда.
     
     
    Не странно ли было для молодой девушки, весьма веселой по натуре, наивной и радостной, с надеждой ожидающей счастья, написать столь многогранный, печальный и трогательный романс, как если бы мною к 17 годам было пережито все то, о чем я пела в романсе: "растраченные надежды, утраты, боль бессонницы ночей"... И, наконец, обретенный личным опытом, совет – не отчаиваться, верить своей звезде Счастья. 
     
    Мое вдохновение всегда влекло меня за грань реальности здесь-и-сейчас, часто открывая передо мной будущие события, которые звучали в душе романсами, песнями и стихами.
     
    Романс "Звезда Счастья" по сей день остается для меня надеждой, уверяя меня из прошлого в той грядущей радости, когда "жизнь расцветет весенним садом, не будет горю места в ней...", а также в том, что мой душевный опыт поддержит тех людей, которые отчаялись, потеряли надежду, – действительно, надо верить, что сокровенная "звезда счастья" есть у каждого из нас. Вера – это всегда свет из будущего.
     
    ________ 
    Ист. 8.       Рассказ  
     
    О событии летом 1995 г. Мне 36 лет.   
     
    "НОЧНОЙ ПРОРОК" 
     
    Петербургские летние Белые ночи темнели предчувствием августа и неизбежной осени.
     
    Я не спала.     
    Громко прозвучал ночной телефонный звонок. Мне звонил некто "уличный поэт Денисов".
    Промелькнуло воспоминание о том, что сей поэт был на моем концерте и подарил мне свои стихи, длинные, и которые умудрился прочесть мне со сцены.
     
    Поэт был возбужден до крайности. Говорил нервно, быстро, однако с явным наслаждением и странным восторгом.     
    Он рассказал, что у него в квартире, то ли в комнате, случился пожар. Сгорело абсолютно все. И вот, когда поэт, как он выразился, "пришел на пепелище и ковырял пепел палочкой", то вдруг обнаружил несгоревшее в огне мое фото.     
     
    Мистическим, потусторонним голосом поэт обрисовал картину:     
    – Среди пепла, внутри пепла твое фото лишь чуть обгорело с одного края! Оно у меня с концерта. Вот, оно передо мной, и я целую твое фото, чудом уцелевшее!
    Светлана, прошу тебя записать, что я, Денисов, твой пророк, и я сказал тебе, что...
     
    После паузы и глубокого вдоха, поэт триумфально возвестил:     
    – Тебя трижды перецелует Франция и трижды Россия.
        
    Повторив фразу, мой "пророк" исчез, "оборвался" в ночном пространстве.
     
    Уличного поэта Денисова я больше никогда не видела и не слышала, но просьбу его исполняю. Всякое может случиться )).

     


    ПУБЛИКАЦИЯ РАССКАЗОВ ПРОДОЛЖИТСЯ  в  2024