Official site Sveta Magnitskaya poetess, Kristina Magnitskaya artist designer

Света Магницкая Стихи

СТИХИ О СВЯТЫХ
   Страница 5

   св. Филофей Псковский (ок. 1465 –1542)
   св. Арсений Коневский (2-я пол. XIV в. – 1447)
   св. Андрей Рублев (ок. 1360 – 1428)
   св. Сергий Радонежский (1314 –1392) . . . . . . . . . . . . . . 5 стихов
   св. Николай Кавасила (1322 – 1391)
   св. Григорий Палама (1296 – 1359) . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стиха
   св. Александр Невский (ок. 1221 – 1263)
   св. Феодор Студит (759 – 826)
   cв. Або Тбилисский (758 – 786)
   св. Иоанн Дамаскин (ок. 680 – ок. 780)

 

св. Филофей Псковский (ок. 1465 –1542)

 
Монах Филофей – старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны.
Известен как предполагаемый автор концепции “Москва – Третий Рим”.
 
* * *
 
Св. старец Филофей:
“...Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином Царстве нашего государя, и это – Российское Царство: ибо два Рима пали, а Третий стоит, а четвертому не бывать”.

 
Третий Рим – Российское Царство,
богоизбранная земля...
“Жена, облеченная в Солнце” –
Церковь Бога Христа...
в покаянии, в очищении
воскреснет Святая Русь  –
последний ковчег спасения,
единственный праведный Путь...
 
Старец дивный, провидец времени!
Православное Царство России
укрепилось твоим вдохновением
Церкви Божией служить в силе...
 
молитвами русских Старцев
ИСТОРИЮ РУССКУЮ вспомним,
благодатью Святого Духа
наши сердца наполним.
                                                                                                                        Осень 2004

 

св. Арсений Коневский (2-я пол. XIV в. – 1447)

 
На острове Коневец находится Рождество-Богородичный мужской монастырь, основанный святым Арсением Коневским в 1393 году.
Монастырь находится  на острове в Ладожском озере, в трех-четырех часах от Петербурга. Название острова происходит от находящегося на нем Конь-камня. Этот валун весом более 750 тонн, размером 9 х 6 метров и высотой 5 метров.
 
Преподобный Арсений (уроженец Новгорода) привез икону Богородицы со святой горы Афон, где пробыл три года. Икона, именуемая на Афоне Акафистной, стала называться по имени острова – Коневской.
На чудотворной Коневской иконе изображена Пресвятая Дева Мария с Предвечным Младенцем, деpжащим голубиного птенца. Коневская икона двусторонняя. На обратной стороне помещено изображение Спаса Нерукотворного.
 
* * *
 
“Коневская икона Богородицы и святой Арсений”
 
Чудес сиянием преславно озаряет
весь мир икона дивной красоты,
всех нас лучами солнца освещает
Коневская икона – свет Любви!
 
пою я сердцем, воспою устами
о том, как близок сердцу Образ Твой,
Мария Дева Матерь Пресвятая
с Младенцем на иконе золотой...
 
святой Арсений – вот монах преславный
принес икону со Святой Горы
и монастырь в России Православной
он основал светильником Любви!
                                                                                                                        3 июля 2004

 

св. Андрей Рублев (ок. 1360 – 1428)

 
* * *
 
“Святой иконописец Андрей Рублев”
 
...звездой, распавшейся на слово,
Библейский воскресив сюжет,
прекрасный лик икон Рублева
покой несет из века в век,
 
и небесами льется Слово
палитрой солнечного дня –
чудесный свет икон Рублева,
созвучье красок и холста.
                                                                                                                        ок. 1995

 

св. Сергий Радонежский (1314 – 1392)

 
Преподобный Сергий игумен Радонежский.
Святой Сергий Радонежский – игумен, основатель Троицкого монастыря под Москвой (Троице-Сергиева Лавра); жизни святой и трудолюбивой; духовный личный опыт великого подвижника имел столь сильный авторитет серди людей, что оказал созидательное влияние на всю Русь. Примиряя русских князей, св. Сергий способствовал объединению государства. Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов Золотой Орды. Особой славой овеяны дела и молитвы св. Сергия перед Куликовской битвой.
Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к св. Сергию. Предрекая князю победу, св. Сергий, согласно легенде, послал с ним на брань двух иноков своей обители, Пересвета и Ослябю, погибших в бою. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 21 сентября (н. ст.) 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Святой Сергий увенчан от Бога чудотворением,
прозорливостью, и по сей день является образцом духовного делания, поста, молитвы, и стремления к Небесному Отечеству.
 
* * *
 
“Свет святого Сергия Радонежского”
 
...во тьме столетий мирозданья
лишь тот был Светом осиян,
кто мудрости вкусил познанье
и сердцем Бога созерцал...
 
лишь тот увенчан Озареньем,
кто от рожденья ищет Свет, –
ему Господь благоволеньем
дарует радость многих лет...
 
...двадцатый век смыкает очи,
но у раскрытого окна
в кромешной тьме российской ночи
я вижу Сергия глаза.
                                                                                                                        1997
 
* * *
 
“Преподобный Сергий Радонежский”
 
...среди юродивых, блаженных,
пророков, праведных людей –
монах, аскет, игумен Сергий,
как солнце, в святости своей!
 
трудов и подвигов наместник,
с небесной кротостью души –
святой подвижник отче Сергий,
как солнце светит нам в ночи...
                                                                                                                        18 июля 2011
 
* * *
 
“Свет святого Сергия Радонежского”
 
...что  мне в этих старых избах
покосившихся времен?
здесь ли тайну древних истин
сберегает старый клен?
 
отчего напевом грустным
сердцу видится в ночи,
как Радонежская пустынь
возвела монастыри...
 
Православным Русским духом,
с верой в Бога и Христа
возрождалась, сбросив иго,
наша вольная душа...
 
и минувшие столетья
в Лету канут на века...
а в лесу стоит, как прежде,
Старца Сергия изба.
                                                                                                                        1997
 
* * *
 
“Петербург. Спасо-Преображенский собор
и престольный праздник св. Сергия Радонежского”
 
...светло и радостно на сердце
во храме СВЕТА золотом,
и Дух Святой коснулся сердца
Небесным Солнечным Крылом,
 
вся память древняя воскресла
дыханьем Святости живой –
игумен преподобный Сергий
прославлен Русскою Душой...
 
красив собор Преображенский
в цветах, молитвах и псалмах –
престольный праздник! отче Сергий
прославлен Господом в сердцах!
                                                                                                                        18 июля 2006
 
* * *
 
Примиряя русских князей, святой Сергий способствовал объединению государства. Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов Золотой Орды. Особой славой овеяны дела и молитвы святого Сергия перед Куликовской битвой. Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к святому Сергию. Предрекая князю победу, св. Сергий, согласно легенде, послал с ним на брань двух иноков своей обители, Пересвета и Ослябю, погибших в бою.
Осенью 1380 года русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.  

 

 
“Святой Сергий Радонежский –
вдохновитель победы в Куликовской битве”
 
...на Руси звезда вселенной
нам свечой горит Церковной:
преподобный отче Сергие,
свет иконы чудотворной...

 

преподобный отче Сергие
прозорливостью духовной
и святою, славной верою
подвиг воинов наполнил...
 
преподобный отче Сергие
вдохновил объединение,
битва стала нам легендою –
всей Руси освобождением...
                                                                                                                        Октябрь 2003
 
 

св. Николай Кавасила (1322 – 1397)

 
Святой Николай Кавасила родился в знатной семье – его дядя был архиепископом Фессалоник. Сведений о жизни Кавасилы имеется мало.
Известно, что он был другом и советником при императоре Иоанне Кантакузине и одновременно подвизался на дипломатическом поприще.
Впоследствии он удалился в монастырь, где посвятил себя духовным писаниям. В священном сане он не состоял, принадлежа к славной восточной традиции богословов-мирян. В трудах Кавасилы мы находим толкование всей традиции св. Григория Паламы, хотя он и пользуется
иной терминологией. Мирянином Кавасила, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана.
 
И я согласна с мнением о том, что в своем замечательном труде “О жизни во Христе” автор “хочет сказать, что святость не достигается, что она есть благодать и дар Божий. ...Взгляд Кавасилы на Церковь отличается чрезвычайным здравомыслием, динамизмом и реалистичностью”.
 
* * *
 
Св. Николай Кавасила, “Семь слов о жизни во Христе”:
“Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в сердца людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни.  ... А жизнь будущая, если и приемлет людей, не имеющих сил и чувств, которые нужны для жизни оной, то для таковых нисколько не послужит ко благополучию, но как мертвые и несчастные будут они обитать в блаженном оном и бессмертном мире. А причина та, что хотя свет сияет и солнце доставляет чистый луч, но не образуется тогда глаза ни у одного человека, и благоухание запаха изливается обильно и распространяется повсюду, но чувства обоняния от сего не получает тот, кто не имеет его.  ...
Ибо там нельзя составлять дружбу и отверзать уши и приготовлять брачную одежду и уготовлять прочее, что нужно в брачном чертоге, но местом для приготовления всего этого служит настоящая жизнь, и у кого не будет сего прежде отшествия, у тех нет ничего общего с оною жизнью.
... Подлинно внутреннего нового человека, созданного по Богу, чревоносит мир сей, и зачатый уже здесь и совершенно уже образовавшийся рождается он в оном нестареющем мире. ...оная будущая жизнь как бы вливается и примешивается к сей настоящей, и солнце оное и нам воссиявает человеколюбиво, и пренебесное миро истощено в зловонных местах, и хлеб ангельский дан и людям”.
 
Первая строка и слова в кавычках – из приведенного фрагмента св. Николая Кавасилы.
 
 
“Памяти богослова-мирянина святого Николая Кавасилы”
 
“...в блаженном и бессмертном мире”
сияньем “чистого луча”,
строкой божественной псалтири
прекрасна светлая душа!
 
“ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ” – в Небесном Царстве
и в мире – жизнь святой души...
Святые люди! это счастье
нам знать, что ЕСТЬ НА СВЕТЕ вы...
 
“в чертоге брачном”, в чувствах светлых,
благоухая красотой,
благословенный мир бессмертный
предстал раскрытым предо мной, –
благодаря трудам и книгам,
оставленным святой душой... –
писатель славный Кавасила,
мирянин СВЯТОСТИ ЖИВОЙ!
                                                                                                                        9 февраля 2017
 
* * *
 
Св. Николай Кавасила:
“Когда нисходит на кого-либо Дух и сообщает ему обещанные плоды, первое из них место занимают любовь и радость”.
 
 
“Святой Николай Кавасила”
 
...писатель, богослов, простой мирянин
и благовестник “жизни во Христе” –
словесный свет он на Земле оставил
духовной Радостью, что расцвела в душе! –
 
он плод обещанный вкусил во светлом чувстве
своей простой и праведной души,
и словно музыкой Небесной Семиструнной
оставил людям сердца путь к Любви! –
 
путь со Христом,
с крестом, ведущим в Радость! ...
подай нам, Бог, с Небесной Высоты
вкусить душой божественную сладость
духовной, вечной Радости Любви!
                                                                                                                        29 мая 2009

 

св. Григорий Палама (1296 – 1359)

 
Святитель Григорий Палама – христианский мистик, учитель Православия, византийский богослов-исихаст, архиепископ Фессалоникийский, церковный деятель, “суровый монах и неутомимый полемист”, создатель философского обоснования практики исихазма, автор “Омилий” и произведения “Триады в защиту священно-безмолствующих” о созерцании Нетварного Света.
 
Слова святителя Григория Паламы стали эпиграфом ко всему моему творчеству:
“У смысла, влагаемого в слова, первою красотою я назвал бы то же, что и у души, –посильное устремление взора к Богу и к Истине”.
 
* * *
 
“Святитель Григорий Палама”
 
Жизнь святителя Григория Паламы –
образец служения в любви;
вдохновеньем солнечным крылаты
исихаста светлые труды...
 
мистик и монах усердный к Богу –
чистым сердцем видел СВЕТ Творца,
восходил к Небесному порогу
мыслью и молитвой мудреца...
 
пред святым Григорием Паламой
всей душой склоняюсь до земли,
Богом данным даром восхищаюсь –
видеть СВЕТ Божественной Любви.
                                                                                                                        27 февраля 2006
 
* * *
 
Св. Григорий Палама:
“Когда святые мужи видят в самих себе этот божественный свет – (а они его видят, когда при неизреченном посещении усовершающих озарений получают боготворящее общение Духа), – они видят одежды своего обожения, потому что благодать Слова наполняет их ум СЛАВОЙ И СИЯНЬЕМ ВЫСШЕЙ КРАСОТЫ, как на Фаворе Божество Слова прославило божественным светом единое с Ним тело”.
 
 
“Святитель Григорий Палама”
 
...премудрый странник исихии,
словесный вестник Красоты!
какое счастье мне – святые
читать душой твои труды...
 
в лучах божественного Света
ты видел Божию Любовь
и в книгах красотой рассвета
воспел о чуде Света вновь...
 
Святитель весь “наполнен славой,
сияньем высшей красоты”! –
Фаворским Светом, как наградой
и даром Божией Любви.
                                                                                                                        11 марта 2012
 
* * *
 
“Святитель Григорий Палама”
 
...я хотела бы в память о друге
написать неземные стихи
и словами поведать о чуде
удивительной Божьей любви...
 
я хотела бы солнечным ветром
прикоснуться к небесной душе,
что во СВЕТЕ воскресла от смерти,
даровала надежду и мне...
 
я хотела бы видеть и слышать,
и склониться к усталой руке,
что однажды эпиграф напишет
всем стихам, что родились во мне...
                                                                                                                        31 января 2011

 

св. Александр Невский (ок. 1221 – 1263)

 
Святой благоверный князь Александр Невский – великий русский правитель и полководец. Весной 1242 года Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере.
 
* * *
 
12 сентября в Петербурге традиционно отмечается День памяти святого
благоверного князя Александра Невского.
В 1724 году император Петр I (1672 – 1725) повелел перенести мощи святого князя из Владимира в Петербург. В честь этого праздника в 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден праздничный крестный ход по Невскому проспекту до Александро-Невского монастыря, где хранились мощи святого князя.
Традиция крестного хода по Невскому проспекту 12 сентября, прерванная в годы советской власти, была возобновлена на 300-летие Александро-Невской Лавры в 2013 году.
 
 
“В День святого Александра Невского Крестный ход от Казанского собора
до Александро-Невской Лавры”
 
...вновь на Невском Православный
Петербургский Крестный ход! –
русский, праздничный, нарядный
к Лавре движется народ...
 
вот и я иду с иконой,
в сердце счастья не тая,
с колокольным перезвоном
ко вратам монастыря...
 
Петербургский Православный
Крестный ход на Небесах –
славься, Невский Александре,
в русских праведных сердцах!
                                                                                                                        12 сентября 2014

 

св. Феодор Студит (759 – 826)

 
Преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, – родился в Константинополе в благородной и богатой семье; византийский богослов, основоположник строгого “студийского” монашеского устава; в обители святого собралось около 1000 иноков; аскетический писатель; отстаивал традиционную идею “симфонии”, предполагающую независимость и гармоничное сосуществование церковной и светской власти; смело защищал Православие от иконоборческой ереси.
 
* * *
 
“Преподобный Феодор Студит”
 
...монах, игумен, богослов, подвижник,
защитник верный почитания икон,
благословенный православный книжник,
премудростью от Бога наделен;

 

единоначалия ревнивый охранитель,
Студийского монастыря святой отец,
в киновии поэтам покровитель –
сам вдохновенный Господом поэт! ...

 

в душе твоей, как в многозвучной лире,
блистает вечной славой Дух Святой,
и свет души остался в грешном мире
на все века прославленной звездой!
                                                                                                                        22 марта 2012

 

cв. Або Тбилисский (758 – 786)

 
Святой Або Тбилисский – мученик Грузинской и Русской Православных Церквей.
Араб по национальности, занимался в Багдаде изготовлением благовонных масел. Прибыл в Тбилисский эмират, подвластный Арабскому халифату, в 775 году в свите грузина Нерсе, правителя царства Картли; Нерсе пробыл в Багдаде три года в тюрьме по доносу, был оправдан халифом и отпущен в Грузию. Во время пребывания в Тбилиси Або почувствовал склонность к христианской вере, первоначально вступая в богословские дебаты с христианами, но затем поверил в их правоту. В 781 году Нерсе бежал в Хазарию, а с ним и Або, который во время пребывания в Хазарии крестился, затем подвижничал в Абхазии. В 782 году вернулся в Тбилиси и проповедовал там христианство арабам; в 785 году брошен по приказу арабского эмира в тюрьму и в день Крещения Господня обезглавлен, тело сожжено и в овечьей шкуре пепел брошен в Куру. На этом месте, по преданию, были видения столпообразного света.
На месте сожжения святого Або был воздвигнут Метехский храм.

 
* * *
 
“Святой Або Тбилисский“
 
...прославленный святой Або Тбилисский,
свечой восставленный величием побед,
народы разных стран соединивший
и подаривший миру вечный Свет! ...
 
открытым сердцем ярко, вдохновенно
являл любви словесный фимиам
и смерть принял душой благословенно...
воздвигся над Курой Метехский храм...
 
молись о нас, святой Або Тбилисский!
да будет нам в последний жизни час
сиять Небесный СВЕТ чудесный, чистый,
что в день крещенья освещает нас.
                                                                                                                        21 января 2009
 
 

св. Иоанн Дамаскин (ок. 680 – ок. 780)

 
Преподобный Иоанн Дамаскин – один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф, многие его творения вошли в состав церковного богослужения; автор труда "Точное изложение Православной веры", а также написал "Пасхальный канон" и "Последование о исходе души от тела".
Преподобный Иоанн Дамаскин родился в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец был казначеем при дворе халифа. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.
В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 – 741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата. Мудрые, писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима. (Икона Божией Матери, именуемая Троеручица).
Узнав о чуде, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь.
Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. ... Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн из милосердия написал свои умилительные песнопения, которые до сего времени поются в церкви при погребении. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания.
Через некоторое время старцу в видении явилась Богоматерь и велела снять запрет с писательства Иоанна: "Зачем заградил ты источник, из которого должна истекать вода сладкая и изобильная, – вода, которую Христос обещал самарянке (Фотинии, Светлане)? Дай ей течь, и она напоит вселенную. Отверзи уста Иоанну, и он воспоет песни Господу Богу".
О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Преставился в возрасте 104 лет.
 
* * *
 
Из Акафиста в честь св. Иоанна Дамаскина:
“Радуйся, златословесными устами небесныя истины вещаяй”.
 
 
“Святой Иоанн Дамаскин”
 
Поэт церковных песнопений,
монах с возвышенной душой,
свеча святых уединений!
прославлен в мире голос твой,
 
Небесной Церкви песнописец,
орган божественный Творца,
икон защитник и ценитель,
“златословесные уста”!
 
светильник веры Православной,
ТАЛАНТ бесценный, золотой,
на брачный пир Небесный званый
ПОЭТ воистину святой!
                                                                                                                        14 декабря 2012
 
* * *
 
“Святой Иоанн Дамаскин и его “Пасхальный канон”
 
...святым, небесным вдохновеньем
и православной красотой
воспел Христово Воскресенье
ПОЭТ-МОНАХ и Дух Святой!
 
звучит канон в чертоге Царском,
в одеждах чистой белизны
зовет нас словом лучезарным
на Званый Божий пир любви...
 
Святая Пасха вдохновеньем
сияет в праздничной строке
и дарит сердцу возрожденье
и радость искренней душе.
                                                                                                                        4 мая 2011

 

 

 

 

...