Official site Sveta Magnitskaya poetess, Kristina Magnitskaya artist designer

Света Магницкая Стихи

Слова великих святых о неволе брачной жизни 

 

Святой Григорий Нисский.
Святой Иоанн Златоуст.
Святые отцы Варсонофий Великий и Иоанн Пророк.
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
_________________________________
  


Св. Григорий Нисский, (ок. 335 – 394):

“О девстве”, (главы 3 и 4), (приведу просто строчки):


“Воспоминание НЕВЗГОД БРАЧНОЙ ЖИЗНИ...
Но откуда начать повествование о скорбной этой жизни? ...


Посмотри на печальные явления, совершающиеся на сцене настоящей жизни, виновником которых для людей служит брак. ...


Всё нестроение в этой жизни берет начало от брака. ...


Мне кажется, по высшему и истинному разумению, что ВСЯКОЕ ЗЛО в жизни, усматриваемое во всех делах и занятиях, не может иметь никакой власти над человеческой жизнью, если кто сам себя не подчинит НЕВОЛЕ БРАЧНОЙ ЖИЗНИ. ...
Желание превосходить других, гордость, эта тяжкая страсть, которую, если кто назовет корнем всякого греховного терния, не погрешит в истине, получает начало более всего от брака. ... Точно так же и прочие, какие ни есть, недуги душевные: зависть, злопамятство, ненависть и другие того же рода – имеют ту же причину. ...
Как может избегнуть рабства тот, кто жизнь свою отдал в рабство природным потребностям? ...


...единственное спасение от подобных зол – ни к чему из того, что подвержено перемене, не прилепляться душой, но, сколько возможно, удаляться общения со всею страстной и плотской жизнью, особенно же отрешаться от пристрастия к своему телу, чтоб, живя по плоти, не быть подвластным бедствиям, происходящим от плоти. А это значит – ЖИТЬ ТОЛЬКО ДУШОЙ и по возможности подражать жизни бесплотных сил, в которой они “ни женятся, ни посягают” (“ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах”, Мф.22:30; Мк.12:25), но для них и дело, и труд, и подвиг – созерцание нетленного Отца и украшение своего образа по подобию первозданной красоты чрез подражание ей, по мере возможности. ...
Никто, впрочем, из сказанного нами не должен заключать, что мы отвергаем установление брака, ибо мы прекрасно знаем, что и он не лишен благословения Божия”.


 
Святой Иоанн Златоуст,  (ок. 347 – 407):
"О девстве" (Точнее бы сказать: о бедах и узах брачной жизни!):

 

"(п. 52): Таким образом, если бы даже все мужчины прибегали к браку,

женщинам НЕ надлежало искать его; ибо они не могут сказать, что у них бывает такая сила похоти, а большую часть бедствий от брака пожинают они, как то доказала эта речь. Что же, скажут, разве это бывает во всех браках? Не во всех бывает, а от девства всякаго далеко и очень далеко.

Вступившая в брак, если и не впадет в несчастие, то подвергнется ожиданию этого несчастия; намеревающаяся вступить в общение с мужем не может вместе с этим общением не ожидать и не опасаться бед; девственница же избавлена не только от этих горестей, но и опасения. .....


...и вообще невозможно найти брака, свободнаго от всякаго неудовольствия. .....
(п. 55): Что же можно сделать, когда всюду такия неудобства?

Не выставляй на вид те очень немногие и редкие браки, которые избежали этого; о вещах нужно судить не по редким исключениям, а по всегдашним явлениям. В девстве трудно быть этому, или лучше сказать, невозможно, а в браках трудно не быть этому. .....
(п. 57): Впрочем, оставим все это, и ни в чем не будем обвинять брак, и однако мы не можем защитить его от одной вины. От какой же? От той, что он здороваго человека повергает в состояние нисколько не лучшее больного и причиняет ему уныние такое же, как лежащему в болезни.  .....


(п. 58): Не будем, если угодно, говорить обо всем этом и предположим на словах невозможное; допустим, что брак имеет все вообще блага: многочадие, добрых детей, богатство, у жены целомудрие, красоту, благоразумие, согласие, жизнь до глубокой старости; пусть будет при этом и знатность происхождения и величие власти и не тревожит общая естественная слабость – опасение перемены всего этого, пусть будет удалена всякая причина уныния, всякий повод к заботе и безпокойству, и ни другая какая-либо причина, ни преждевременная смерть не расторгает брака, но пусть оба они умирают в один день, или, что гораздо приятнее, пусть останутся у них наследниками дети, и похоронят обоих родителей вместе в глубокой старости.

Какой же будет конец? С какою пользою от этих многих удовольствий они отойдут туда? Оставить много детей, наслаждаться с хорошею женою роскошью и всеми другими благами, которыя я сейчас исчислил, и достигнуть глубокой старости, какую все это может нам принести пользу на том судилище в виду вечных и истинных благ? НИКАКОЙ. Все это ТЕНЬ И СНОВИДЕНИЕ.  ...


(п. 73): Если он (брак) ограничивается настоящею жизнию, а в будущей "ни женятся, ни посягают" (Марк. XII, 25) [ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть]; настоящий же век приходит к концу и воскресение уже при дверях, то теперь время не браков и не приобретений, но скудости и всякаго любомудрия, которое будет нам полезно там.   .....


...вам, достигающим совершеннаго и мужескаго возраста, должно оставить все земное, эти поистине детския игрушки, и помышлять о небе, блеске и всей славе тамошней жизни. .....


Перестанем же теперь заботиться о земном; время уже призывает нас к небу...
К чему же брак для тех, которые не будут наслаждаться браком, но будут наравне с безбрачными? К чему деньги? К чему имущества? К чему все житейское, когда пользование им уже не благовременно и несвоевременно? .....


"Преходит образ мира сего" (1 Кор. VII, 31); для чего же ты мучишься мирскими делами, не постоянными, но скоропреходящими, не заботясь о постоянном и неизменном? Не будет ни брака, ни мук рождения, ни удовольствия и совокупления, ни изобилия денег, ни заботы о приобретении, ни пищи, ни одежды, ни земледелия и мореплавания, ни искусств и домостроительства, ни городов и домов, но – некоторое иное состояние и иная жизнь. Все это немного спустя погибнет. Это означают слова: "преходит образ мира сего".


(п. 76): Ибо жене, опутанной житейскими заботами и всюду развлекаемой, нельзя быть благоприступающею (к Господу), так как весь ея труд и досуг раздробляется на многое, т. е. на мужа, заботы по дому и все прочее, что обыкновенно влечет за собою брак.


(п. 80): Где нет ни угождения жене, ни заботы о детях, там очень легко является нестяжательность; а нестяжательность приближает к небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств.


(п. 84): Если мы будем вращаться около денег, роскоши и жен и заботиться о делах, то когда же мы будем (совершенными) мужами, когда будем жить духовно, когда будем заботиться о Господнем? Неужели по исходе отсюда? Но тогда уже время не трудов и подвигов, а венцов и наказаний.

 

________________

Использовала церковно-славянский перевод Библии (совр. русский отличается не точностью смысла).

 

Преподобные подвижники святые отцы

Варсонофий Великий и Иоанн Пророк,  († сер. VI в., † сер. VI в.):
ответы на вопросы учеников, ответ 59:

 

“Если же придет тебе естественный помысл, то есть желание естественное, рассмотри его прилежно, и будешь в состоянии рассудить о нем; ибо божественное Писание говорит:  “Сего ради оставит человек отца сво­его и матерь и при­­лепится к жене своей, и будета два в плоть едину” (Быт. 2:24). Апостол, зная, что воля Божия состоит в том, чтобы мы оставили не только демонское, но и естественное (желание), сказал: “Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже аз глаголах вам, дух суть и живот суть” (Ев. от Иоанна, 6:63). Но прилепляющийся к жене плоть есть, а прилепляющийся к Богу дух есть (см. 1 Кор. 6:15-20): “Не весте ли, яко телеса ваша удове (члены) Христовы суть?

Взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет. Или не весте, яко при­­лепляяйся сквернодейце едино тело есть (с ней)? будета бо, рече, оба в плоть едину. ... Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас святого Духа суть, егоже имате от­ Бога, и несте сво­и? куплени бо есть ценою”. Поэтому желающим быть духовными надобно отвергаться плоти: ибо что неполезно, то и вредно, 
а вредное должно отвергать. Желающим же в мире жить благочестиво сказал Апостол: брак... да будет честен (Евр. 13:4).

 ...... Ибо, если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть душой”. 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов), (1807 – 1867)
"По падении и при изгнании из рая даны человеку "кожаны ризы" (Быт. 3, 21); тогда, говорит святой Иоанн Дамаскин, "он облекся в смертность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы". ....
(о настоящем способе размножения): Вместо наслаждения плотского, скотоподобного долженствовало быть наслаждение святое, духовное.  ....
Здесь употреблено о настоящем способе размножения слово: попустить. Да! Этот способ есть попущение Божие, есть горестное следствие нашего падения, есть знак отвращения Божия от нас. Мы уже рождаемся убитые грехом: "в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя" (Пс. 50, 7). 
Зачатия в беззакониях и рождения во грехах НЕ МОЖЕТ БЫТЬ установителем Бог.  ...
Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему..."
("Слово о человеке").

 

Слова святых