Света Магницкая

 

стихи

 

Official site Sveta Magnitskaya poetess, Christina Magnitskaya artist designer

gallery/i

Света Магницкая. "НЕВСКАЯ ТРЕЩИНА"

О возможной гибели Санкт-Петербурге труд-рассказ в прозе и стихах на основе фантастического рассказа Александра Грина "Земля и вода", 1914 г.
Название "НЕВСКАЯ ТРЕЩИНА" – словосочетание из рассказа Грина.

В труд вошли стихи: ок. 1904 г. – 25.11.2019 г. В прозе труд был начат в марте 2011 г.


Содержание:

Часть 1. "Петербург – небесная симфония" ... на островах.
Часть 2. Из истории наводнений.
Часть 2. По материалам научных исследований.
Часть 3. О рассказе А.С. Грина (1880 –1932) "Земля и вода". Фрагменты рассказа.
Часть 4. ...что ожидает Петербург?
Часть 5. Заключение: "...людей оставила любовь, и на Земле осталась ложь".


~ ~ ~ Часть 1. "Петербург – небесная симфония" ... на островах.

16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях была заложена крепость... Название новому городу – Санкт-Петербург – было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра.

Петр I хотел связать Россию с Европой, и город был частью этого плана.
С 1712 года город провозглашается столицей Российской империи.

Здания XVIII века построены вдоль многочисленных каналов, вырытых, чтобы осушить землю, и разбивших город на более чем 100 островов. Однако, острова, открытые морю и ветру, размывались, иные исчезали при прокладке каналов или сливались воедино при засыпке водотоков... К середине XX века на гидрографической карте Петербурга осталось всего 42 острова.


* * *

"Петербург – небесная симфония"


Вседержитель властью вдохновения
рисовал таинственный сюжет...
на холсте исчезновеньем времени
проявился Царственный портрет –

рукотворной власти очертания –
Петербург торжественной судьбы...
Петр Первый здесь возводит здания
как венец душевной красоты...

здесь хранится Русская История
в европейском замысле Царя...
Петербург – небесная симфония
с именем апостола Петра.

8 июня 2010


* * *

Золотая риза Петербурга...
синий цвет осенней красоты...
в отблеске ночного перламутра
отразилась проповедь любви –

из молчанья сотканной Вселенной
проявился город над Невой
вестью бесконечно драгоценной
о любви возвышенной, святой...

на мгновенье прикоснусь я чуда
воплощенья чувства и мечты...
золотою ризой Петербурга
подарю тебе мои стихи...

6 апреля 2009


* * *

Санкт-Петербург – прекрасный город,
причастный Вечной Красоте!
здесь вдохновения просторы
и радость творческой душе!

Санкт-Петербург дарует сердцу
святое чувство Красоты!
здесь драгоценное наследство
взаимной радости Любви!

Санкт-Петербург строкой словесной
да будет жить во все века! ...
судьбой воистину чудесной
с тобой останусь навсегда.

27 мая 2012

 

~ ~ ~  Часть 2. Из истории наводнений, годы 1824, 1924, 2024?

Связь судьбы Петербурга со стихией воды очевидна.

Петр Первый созидал Петербург, борясь с болотами, наводнениями, стихией Невы.
Во время наводнения 1724 года Петр Первый спасает тонущих. "...буря была отчасти причиной смерти Петра Великого в январе следующего 1725 года. Он, уже больной, спасал утопающих у берегов Лахты. Эта простуда ожесточила недуг государя".

Крупнейшие наводнения произошли в 1777, 1824 и 1924 годах, причем последние два с разницей в сто лет.

Самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга произошло 7 (19) ноября 1824 года. Вода в реке Неве и каналах поднялась выше ординара на 4 метра.
Поэт А. С. Пушкин в этот месяц не был в Петербурге, но великое бедствие стало темой поэмы "Медный всадник". Пушкин документально воспроизвел картину петербургского потопа, о чем сообщил в предисловии.

Последнее катастрофическое наводнение произошло в Ленинграде 23 сентября 1924 года. Подъем воды достиг уровня 3,8 метра выше ординара.

Из статьи 2018 года fontanka.ru "Подмоченная защита. Почему наводнение 2018 года заставляет смотреть на дамбу по-новому":
Зам. ген. директора комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Игорь Полищук: "Предыдущее серьезное разрушительное наводнение было в Петербурге в 1924 году, а перед ним в 1824-м. Если подобное повторится, то не раньше 2024 года, наверное".

"О том, что Петербург в 2023 – 2024 годах ожидает сильное землетрясение, сообщил учёный-геофизик, руководитель лаборатории в международном центре геофизических прогнозов Виктор Боков.

                         ...еще сто лет... и Колесо Истории,
                         скрипя страданьями, взойдет в последний путь...
                         ЧТО жизнь людей в пространстве мироздания? ...
                         даруй нам Бог постичь святую суть.

                                                                                            (2009 г.)


~ ~ ~ Часть 3. По материалам научных исследований.

Вся территория исторической части Петербурга находится на слабых глинистых грунтах – донных осадках древнего Балтийского моря под слоем поверхностных песков. Такие грунты обладают коварными свойствами: даже при незначительном на них воздействии быстро утрачивают твердую консистенцию и переходят в "сметанообразное" состояние. Строители Петербурга хорошо понимали, сколь опасно строить массивные сооружения на таких ненадежных почвах, поэтому в Северной Венеции и формировалась принципиально горизонтальная линия застройки. В новейшее время при строительстве метро тоннели питерской подземки пришлось уводить на самую большую в мире глубину, а в ряде районов города метро прокладывать вообще запретили.

Наводнение в Петербурге – событие частое. Но может ли случиться землетрясение?

Есть мнение, что в Санкт-Петербурге может произойти землетрясение, которое принесёт городу большие разрушения. C 2000 года эти идеи получили научное объяснение в исследованиях института физики Земли. В современных условиях даже небольшое землетрясение может создать проблемы, так как на неустойчивых грунтах сильнее ощущаются подземные толчки.

Санкт-Петербург находится в зоне с сейсмическими воздействиями 6 баллов по шкале MSK-64, что является более опасной зоной по сравнению с территорией Москвы.

Некоторые ученые давно предупреждают о том, что городу на Неве угрожает землетрясение страшной силы, поскольку он расположен на разломе земной коры.

Петербург уникален в геологическом отношении. Он находится на стыке двух геологических структур – Балтийского щита и Русской платформы, через него проходят четыре тектонических разлома.

ДАМБА. В 2011 году для защиты города от наводнений возведена дамба – комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Плотина длиной около 17 км соединила Петербург и Кронштадт, город-порт на острове. Дамба защищает Петербург при подъеме воды до 4,2 метра выше ординара.
Петербургский ученый-сейсмолог Виктор Боков, занимающийся краткосрочным прогнозированием землетрясений, в интервью "Российской газете" сказал:
"Любое водохранилище рассчитано на определенный уровень воды. Если же он будет превышен, земная кора в районе Кронштадта может лопнуть. В этом случае произойдет землетрясение. Ситуация усугубляется еще и тем, что Кронштадт расположен в зоне тектонических разломов".

Землетрясение может предшествовать наводнению. Колебания земли раскачивают и воду. После землетрясения на берег может обрушиться высокая волна или целая серия таких волн.

Еще одна версия необычного природного явления подземных толчков в Петербурге – основана на аномально снежной зиме и жарком лете. Метровые сугробы давят на земную кору, пришедший антициклон усиливает это давление. А под землей из-за очень жаркого лета образовались пустоты, вся влага в условиях тридцати градусной жары испарилась. В результате происходит так называемое "схлапывание подземных пустот". По словам геофизика Виктора Бокова, земная кора движется и возникают вибрации.

2016 год, 27 сент. life.ru..
"О том, что Петербург в 2023 – 2024 годах ожидает сильное землетрясение, сообщил учёный-геофизик, руководитель лаборатории в международном центре геофизических прогнозов Виктор Боков.
За счёт дамбы возникает искусственная водяная гора. Дамба препятствует движению воды, возникает на короткое время большой подъём воды, и эта водяная гора упирается в дамбу. Тектонические разломы на дне Финского залива сейчас более-менее спокойны. Тем не менее, когда будет большой нагон воды и она упрётся в дамбу, то возникнет большое напряжение на земную кору, которого она до этого не испытывала. Мы насчитали 600 миллионов тонн дополнительной нагрузки. Это может привести к подземным толчкам.
Предсказания Бокова о землетрясениях по всему миру ранее неоднократно сбывались. Подтвердились прогнозы учёного о возникновении крупнейших толчков в Турции, Алжире, Марокко, Японии, Непале и других странах".


~ ~ ~ Часть 4. О рассказе А.С. Грина (1880 –1932) "Земля и вода".

Фантастический рассказ "Земля и вода" был написан Александром Грином в Петрограде в 1914 году, впервые издан в журнале "Аргус", № 14, в феврале 1914 года.

В августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений Санкт-Петербург по указу Императора Николая II был переименован в Петроград.
С 1924 года до 1991 года – Ленинград. В сентябре 1991 года город вновь обрел имя Санкт-Петербург.
Стало быть, рассказ "Земля и вода" родился "на стыке" двух имен города и "на разломе" мирного и военного времени.

По сути это драма о неразделенной любви. Однако, композиционный центр рассказа – страшное, разрушительное для Петербурга землетрясение, именуемое Грином "Невская трещина", произошедшее в сочетании с наводнением!
Рассказ на грани фантастики, мистики, пророчества, ...интуитивное предчувствие или мрачная фантазия...

В рассказе названа дата страшного землетрясения – 29 июня. В этот день Православная Церковь отмечает День апостолов Петра и Павла. Петропавловский собор был возведен на месте стоявшей на Заячьем (Веселом) острове деревянной церкви, заложенной Царем Петром Первым 29 июня 1703 года во имя апостолов Петра и Павла, то есть в день святых апостолов Петра и Павла (По новому стилю, принятому с 14 февраля 1918 года, праздник отмечается 12 июля).

Рассказ-катастрофа "Земля и вода" – о землетрясении и наводнении в Петербурге, уничтожившем город. Словно в "апокалипсическом видении", описание трагедии потрясает, мистически завораживает..
Повествование впечатляет, как изложение событий в дневнике человеком, непосредственно пережившим и ярко описавшим весь ужас гибели центра Петербурга.
Писатель Грин не случайно называет адрес дома, в котором жил чудом спасшийся герой рассказа, – "на Невском проспекте между Знаменской и Надеждинской", ... Надежда и Знамение!
Надеждинская улица в 1936 году была переименована в честь русского советского поэта, певца революции, Владимира Маяковского (1893 –  суицид в 1930).
В 1923 году улица Знаменская, названная в честь иконы Знамение Богородицы, – была переименована в улицу Восстания. Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. В 1955 году на месте церкви был открыт наземный вестибюль станции метро "Площадь Восстания".

* * *

ФРАГМЕНТЫ из рассказа А.С. Грина "Земля и вода":

"Меня как бы ударили по ногам. Я упал, ссадив локоть, поднялся и растерянно посмотрел вокруг. Часть прохожих остановилась, из ворот выбежал дворник и тоже остановился, смотря мне в глаза. Я шатался. Вокруг, звеня, лопались, осыпаясь, стекла. Оглушительное сердцебиение заставило меня жадно и глубоко вздохнуть. Мягкий, решительный толчок снизу повторился, отдавшись во всем теле, и я увидел, что мостовая шевелится. Булыжники, поворачиваясь и расходясь, выскакивали из гнезд с глухим стуком. Толпа побежала. .....
 
С купола Исаакиевского собора кружась неслись вниз темные фигуры – град статуй, поражая землю гулом ударов. Купол осел, разваливаясь; колонны падали одна за другой, рухнули фронтоны, обломки их мчались мимо меня, разбивая стекла подвальных этажей. Вихрь пыли обжег лицо.

Грохот, напоминающий пушечную канонаду, раздавался по всем направлениям; это падали, равняясь с землей, дома. К потрясающему рассудок гулу присоединился другой, растущий с силой лавины, – вопль погибающего Петербурга. Фасад серого дома на Адмиралтейском проспекте выгнулся, разорвал скрепы и лег пыльным обвалом, раскрыв клетки квартир, – богатая обстановка их показалась в глубине каждого помещения. Я выбежал на полутемную от пыли Морскую, разрушенную почти сплошь на всем ее протяжении: груды камней, заваливая мостовую, подымались со всех сторон. .....
 
Я бежал среди обезумевших, мертвых и раненых. Невский проспект трудно было узнать. Адмиралтейский шпиц (имеется ввиду шпиль Адмиралтейства) исчез. На месте Полицейского моста (Зелёный мост) блестела Мойка, вода захлестывала набережную, разливаясь далеко по мостовой. Движение здесь достигло неслыханных размеров. Десятки трамвайных вагонов, сойдя с рельс, загораживали проход, пожарные команды топтались на месте, гремя лестницами и крючьями, дрожали стиснутые потоком людей автомобили, лошади становились на дыбы, а люди, спасаясь или разыскивая друг друга, перелезали вагоны, ныряли под лошадей или, сжав кулаки, прокладывали дорогу ударами. Некоторые дома еще держались, но угрожали падением. Дом на углу улицы Гоголя (историческое название Малая Морская улица возвращено в июле 1993 года) обвалился до нижнего этажа, балки и потолки навесами торчали со всех сторон, под ногами хрустели стекла, фарфор, картины, ящики с красками, электрические лампы, посуда.  .....

Я не понимаю, как уцелело бесконечное множество людей, запрудивших улицы. Их было почти столько же, сколько трупов, пробираться между которыми было не так легко. Избегая ступать по мертвым и ползающим с раздробленными ногами, я проваливался в нагромождениях стропил, досок и кирпичей, рискуя сломать шею. Громадные исковерканные вывески гнулись подо мной с характерным железным стоном. С поникших, а местами упавших трамвайных столбов паутиной висела проволока, останавливая бегущих; как я узнал после, электрический ток в момент начала гибели Петербурга был выключен.  .....

Я видел и запоминал лишь то, что, по необъяснимому капризу внимания, бросалось в глаза; все остальное напоминало игру теней листвы, бесследно пропадая для памяти, лишь только я обращал взгляд на другие явления. Мало кто смотрел вниз, лица почти всех были обращены к небу, как будто дальнейшее зависело от голубого пространства, жуткого в своей ясной недостижимости. .....

"О, боже, о боже мой!" – ревело вокруг меня, соединившего свой крик с общим неистовством гибели. По колени в воде я остановился на краю набережной, скинул пиджак и поплыл на другую сторону. Волнение с зловещим глухим плеском бросало меня вперед, назад и опять вперед, пока я среди других плывущих не уцепился за остатки моста. Я вылез на мостовую и побежал, стремясь к Михайловскому скверу, где в случае нового сотрясения почвы площадь могла послужить некоторой защитой от падающих вокруг зданий.  .....

...я болезненно хотел знать, как выглядит дом на Невском проспекте между Знаменской и Надеждинской: в этом доме я жил. ...

У Малой Конюшенной (с 1918 по 1991 год улица носила имя Софьи Перовской, руководившей убийством Александра II) я увидел священника, немолодого, с утомленно-полузакрытыми глазами полного человека без шляпы; он стоял на упавшем ребром обломке стены и, прижимая к груди ярко блестевший крест, говорил громким повелительным голосом: "Пришло время. Время… Если вы понимаете…" Он повторял эти слова как бы в раздумьи. .....

Я находился теперь около Казанского сквера. Земля время от времени легонько подталкивала снизу опрокинутый город, как бы держа его на весу в минутном раздумьи. Таинственный трепет земли, напоминающий внезапный порыв ветра в лесу, когда шумит, струясь и затихая, листва, возобновлялся с ничтожными перерывами. В красной пыли развалин, скрывающей горизонт, медленно ползли тучи дыма вспыхивающих пожаров. Казанский собор рассыпался, завалил канал; та же участь постигла прилегающие кварталы. Скопление народа остановило меня.

В этот момент мне довелось увидеть и пережить то, что теперь в истории этого землетрясения известно под именем "Невской трещины". Я стал падать, не чувствуя под ногами земли, и, перевернувшись на месте, сунулся лицом в камни, но тотчас же вскочил и увидел, что падение было общим, – никто не устоял на ногах. Вслед за этим звук, напоминающий мрачный глубокий вздох, пронесся от Невы до Николаевского вокзала (Московский вокзал с 1930 года), буквально расколов город с левой стороны Невского. Застыв на месте, я видел ползущий в недра земли обвал; люди, уцелевшие стены домов, экипажи, трупы и лошади, сваливаясь, исчезали в зияющей пустоте мрака с быстротой движения водопада. Разорванная земля тряслась.

– Это сон! – закричал я; слезы текли по моим щекам. Я вспомнил, что после Мексиканского землетрясения меня душил ночью кошмар – свирепые образы всеобщего разрушения; тогда снилось мне в черном небе огненное лицо бога, окруженное молниями, и это было самое страшное. Я смотрел вверх с глухой надеждой, но небо, отливавшее теперь тусклым свинцовым блеском, было небом действительности и отчаяния.

Оглянувшись назад, я, к величайшему удивлению своему, заметил одноцветную темную толпу с темными лицами, тесным рядом взбегающую на отдаленные груды камней, подобно солдатам, кинувшимся в атаку; за странной, так легко и быстро движущейся этой толпой не было ничего видно, кроме темной же, обнимающей горизонт, массы; это мчалась вода. Различив наконец белый узор гребней, я отказываюсь дать отчет в том, как и в течение какого времени я очутился на вершине полуразрушенного фасада дома по набережной Екатерининского канала, – этого я не помню. (В 1923 году канал был переименован в честь русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова).

Я лежал плашмя, уцепившись за карниз, на острых выбоинах. Снизу, угрожая размыть фундамент, вскакивая и падая, с шумом, наводящим смертельное оцепенение, затопляя все видимое, рылись волны. Вода, разбегаясь крутящимися воронками, ринулась по всем направлениям; мутная, черная в тени, поверхность ее мчала головы утопающих, бревна, экипажи, дрова, барки и лодки. Ровный гул убегающих глубоких потоков заглушил все; в неистовом торжестве его вспыхивали горем смерти пронзительные крики людей, захваченных наводнением. Вокруг, на уровне моих глаз, вблизи и вдали, виднелись по редким островкам стен ускользнувшие от воды жители. Высоко над головой парили гатчинские аэропланы. Уровень губительного разлива поднимался незаметно, но быстро; между тем казалось, что стена, на которой лежу я, оседает в кипящую глубину. Я более не надеялся, ожидая смерти, и потерял сознание".

* * *

Начинается рассказ с истории о том, что главный герой соглашается на просьбу своего друга сходить вдвоем в гости к женщине, которую он безраздельно и без всякой надежды на взаимность, однако, преданно любит.
Они выходят на улицу и ... оказываются в эпицентре катастрофы, которая сразу их разлучила. Друзья встретятся в конце рассказа, чудом спасенные.
Главный герой узнаёт от своего друга, что возлюбленная им женщина, не смотря на всю опасность одиночества во время случившегося землетрясения, отказалась принять от него помощь!
Он вынес женщину на улицу, но она оттолкнула, ... "она не хотела быть мне ничем обязанной":
– Последнее, что я услышал от неё, было: "Никогда, даже теперь! Уходите, спасайтесь". Она скрылась в толпе; где она – жива или нет? – не знаю.

На вопрос главного героя, забыл ли он теперь эту женщину, мужчина ответил:
– Нет, это больше, чем город.

Прозвучала последняя фраза прямой речи в рассказе. ЛЮБОВЬ – БОЛЬШЕ ЧЕМ ГОРОД, любовь живет и останется, в то время, как разрушенный город исчезнет, обратится в прах...


~ ~ ~ Часть 5.  ...что ожидает Петербург?

Блаженная Пелагия Рязанская (местночтимая святая Рязанской епархии) на вопрос: "Что будет с Санкт-Петербургом?" ответила: "Так будет называться море!".

О том, что Петербург "весь уйдет под воду" можно прочесть в пророчествах схиархимандрита Христофора старца Тульского (1905 – 1996).

Об этом говорила и схимонахиня Нила (ум. 1999 г.).

Русский поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 –1841).
В своих "Воспоминаниях" В. А. Соллогуб писал: "Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом".

Мне видится, что, когда человек не дорожит красотой Петербурга, не уважает город, созданный творчеством и трудами талантливых, боговдохновленных людей, разрушает и оскверняет памятники архитектуры, по сути не нуждается в Красоте, – то своим бездушным отношением к Петербургу определяет своим потомкам мрачное будущее, в котором нет места ни Красоте, ни Вдохновению, ни высокому Творчеству.


* * *

"Поэт Света – Санкт-Петербург"


...прощай! я больше не увижу
твои печальные глаза,
и все же буду к тебе ближе,
чем я когда-нибудь ждала...

в стихах, как в жемчуге нарядном,
поэта-женщины портрет
пребудет на века желанным
там, где давно поэта нет...

прощай! ни строчкой светлых писем,
ни вздохом сердца издали,
ни высотой красивой мысли
НЕ ИЗМЕНЮ ТВОЕЙ СУДЬБЫ.

25 ноября 2019. Болгария, Бургас.


* * *

Название стиха “Невская трещина” и словосочетания, взятые в кавычки, –
это словосочетания из рассказа А.С. Грина “Земля и вода”.


“Невская трещина”


Чайки, чайки! они ощутили
“таинственный трепет земли” –
над Невским проспектом кружили
предвестием страшной беды...

вот, “опрокинутый город”,
“сползающий в недра земли”,
собор, что был сердцу дорог,
купола, лампады, кресты...

“в красной пыли развалин”
мчалась волнами Нева,
казалось, слова звучали:
РЕКВИЕМ СУДНОГО ДНЯ.

19 июня 2005. Петербург

 
* * *

...исчез, как призрак, рукотворный город –
нерукотворной силой сокрушен...
чудесной красотой он был мне дорог –
благословенный храм святых икон,
изящный мир дворцов великолепных,
чугунный росчерк праздничных мостов
и зданий архитекторов известных,
мир воплощенья творческих умов...

теперь прощай! нерукотворной силой
разрушен, уничтожен, смыт волной...
и лишь стихи звучат бессмертной лирой,
храня в строках прекрасный образ твой...

25 апреля 2018. Болгария, Бургас


* * *

"Алые паруса" – повесть-феерия Александра Грина (1880 – 1932) о вере в чудо, о возвышенной мечте, о красоте женского сердца...

Первые заметки, относящиеся к "Алым парусам", Александр Грин начал делать в 1916 году. Феерия "Алые паруса" была окончена Грином в апреле 1921 года, в Петрограде, на Мойке, в Доме искусств.  

Из повести, описание Ассоль:
"Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда – и это продолжалось ряд дней – она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности".


"Грин. Ассоль. Петербург"


…казался покинутым местом
город, что прежде был близок
дыханием жизни под сердцем,
божественно-творческим ликом…

родной и пронзительно гордый,
всем чувствам поэта открытый, –
казался покинутым город,
осколками сердца разбитый…

сквозь ветер холодного моря
трагично на праздничном Невском,
иллюзии музыки вторя,
скрипач расставался с оркестром…

14 декабря 2015. Болгария, Бургас


* * *

"О Петербурге,
на рассказ А. Грина "Земля и вода", 1914 года"


...пред страшной участью твоею
и неизбежностью судьбы
я всей душой благоговею,
и вновь предчувствием беды
звучат стихи мои невольно,
как словно сердцу вопреки,
и я шепчу себе: довольно
смотреть на берега Невы,
где словно судеб преломленье –
земля, вода, огонь и мрак...
рассказ-пророчество-знаменье,
писатель Грин и Петроград...

Творец ли Бог не остановит
безумство алчной темноты,
души волнительную повесть
в разломе творческой судьбы,
когда писатель, вдохновленный,
желать не мог, но написал
рассказ воистину прискорбный
и день трагичный предсказал...

16 января 2015
За месяц до отъезда из Петербурга в Болгарию.


* * *

Стих на 100-летие рассказа Александра Грина "Земля и вода", Петроград, 1914 год. Словосочетание "Невская трещина" – из рассказа.


"Невская трещина"


...кружились листья в тишине осенней,
и мне казалось, плакал Петербург
над невозвратной красотой весенней,
что под водой сомкнула темный круг...

исчезли улицы – всей красотой старинной
во прахе вечности навек погребены...
где прежде был чудесный город дивный,
там уцелели в памяти стихи...

и "Невской трещиной" предчувствие пророка,
мрак преисподней воплотив в рассказ,
звучит для нас неистово, жестоко,
на покаяние призвав в последний раз...

...сто лет назад страницами листая
запечатленный вдохновеньем мир,
к моим стихам сквозь время обращаясь,
из Петрограда Александр Грин...

23 марта 2014. Петербург


* * *

Русский поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 –1841).
В своих "Воспоминаниях" В. А. Соллогуб писал: "Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом".

Образы стихотворения: Зимний Дворец, Ангел и Арка на Дворцовой площади.

В 1834 году по проекту архитектора Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I, правившего в 1801 – 1825 годы в период войн  с Наполеоном. Колонна увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
Это самая высокая в мире  свободностоящая триумфальная колонна (стоит только под действием силы тяжести, вес 600 тонн), вырублена из огромного гранитного монолита. Общая высота памятника – 47,5 м. Фундамент: 1250 просмоленных шестиметровых сосновых бревен были вбиты в землю, а сверху на них уложили гранитные плиты.

Грандиозная Арка находится в середине здания Главного штаба, полукруглый протяженный фасад длинной 580 метров – самый длинный фасад здания в мире. Арка украшена скульптурной композицией "Колесница Славы" с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы.  Высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.


...что ожидает Петербург? ...
Дворец на площади Дворцовой
или воды смертельный круг
увидит АНГЕЛ-НАД-КОЛОННОЙ? ...

вот, на Дворцовой взор святой
сокрыли вспененные воды,
безумной устремясь Невой
сквозь Арки каменные своды...

Санкт-Петербург и Петроград,
стихов пророчество, знаменье
и Ангела трагичный взгляд
с крестом, дарующим спасенье...

8 августа 2012. Петербург


* * *

...ты помнишь меня, Петербург?
в прохладном ночном измерении,
в объятьях серебряных рук,
в чудесном моем вдохновении...

ты помнишь меня, Петербург?
в пространстве любви озарения,
в таинственном шепоте губ,
в звучании ветра осеннего?

ты помнишь меня, Петербург?
свечами, во храме горящими,
палитрой земных моих мук
и крыльями, в небо летящими...

ты помнишь меня, Петербург? ...

22 августа 2009. Петербург


* * *

Петербург останется в стихах
серебром осеннего романса,
в золотых старинных кружевах
вечности поэзии пространства...

в тонких рифмах золотой струной
прозвучал посланием чудесным –
Петербург осенней красотой
остается вечно в моем сердце...

и Корабль таинственной мечты
у причала синей звездной дали
замер ожиданием любви
в небе золотыми парусами...

19 июня 2008. Петербург


* * *

...прощай, старинный Петербург!
прощай, жемчужина России,
поэзии бесценный друг,
хранитель творческой святыни...

...как уберечь твой дивный взор,
что красотой пленяет сердце?
как сохранить любви простор –
Санкт-Петербургское НАСЛЕДСТВО?

...прощай, старинный и святой...
ты никогда не будешь прежним...
и только Ангел Золотой
крылом меня коснулся нежно...

6 июня 2008. Петербург


* * *

...где город был, там ныне нет следа,
цивилизации исчезли письмена,
лишь черный ветер над землей уныло
взметает прах, и древняя могила
зловещей тишиной лежит во мраке...
здесь день давно исчез,
и в черном фраке
скупая бродит ночь –
холодною луной разлила
печальный сумрак тусклого свеченья...
здесь вход всегда открыт для посещенья,
но лишь отчаянье – усталый путник –
желанный гость.

...печаль моя! зачем ты ныне
рисуешь образы и тени кистью мрачной?

...что жизнь моя? в миру я так слепа...

где город был, там нет теперь следа,
здесь прах надежды, боль желаний,
и ветер смерти крыльями страданий
кружится, словно ворон, непрестанно..

мне выбраться из круга столь желанно!

...на помощь звать кого, и где причина
сей замкнутой судьбы? ...
когда повинна –
пусть будет высший суд...
но если нет преград
мне слышать свыше голоса и песен звуки,
преображать размерами стиха
поток словесных рек, –
зачем мирские муки?

зачем дано мне звание поэта?
ужели с тем, чтоб в поисках Рассвета
всю жизнь смирять страданием одним,
не смея голос мой возвысить средь людей?
каких еще идей
и чувственных портретов мне рисовать строкой?
тому ли жизнь – ценой?

ок. 1994. Петербург


* * *

"...в стихах и в сердце сохраняя свет"


...кто мне помог? кто именем поэта
в родном Санкт­-Петербурге дорожил? ...
стихи мои звучали вестью Света
и творчество Творец благословил...

кто рядом был, когда концы с концами
едва сводили с дочерью вдвоем? ...
кто ел мой хлеб, пропитанный слезами
и болью за всегда чужим столом? ...

в чужих квартирах жалости не знала –
здесь только алчность, жадности порок...
душа моя поэзией взлетала,
а город был пронзительно жесток...

стихов моих торжественная лира –
Санкт­-Петербурга праздничный венец! ...
и вся судьба поэта – не от мира,
сердечный дар благословил Творец...

стихи мои воистину прекрасны –
здесь путь души на солнечный рассвет...
вся жизнь моя ПОЭЗИИ причастна,
в стихах и в сердце сохраняя свет...

13 марта 2015
Через три недели после переезда в Болгарию, Пловдив.

 

~ ~ ~  Часть 6. Заключение. "...людей оставила любовь, и на Земле осталась ложь"

26 ноября 2019 г. Болгария. Бургас.

Людей, которые распространяют предсказания и пророчества о гибели Петербурга, часто называют недоброжелателями, озлобленными людьми, которые хотят видеть прекрасный город поверженным, уничтоженным.
Однако такое мнение не верно. Едва ли кому в голову придет связать, например, пророчества св. Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908) о том, что "Страшный Суд ждет человечество", с желанием пророка видеть гибель людей! – "Как люди измельчали, принизились, развратились, утратив совершенно дух христианский, и стали язычниками, а иногда и хуже их по животному образу жизни. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и отчасти простой народ разнузданная печать. Долго она домогалась полной свободы и наконец достучалась. Так или иначе, но этот серп пожнет нас. Страшный Суд ждет человечество".
Любя Россию, святой пророк обличал людей в их злых делах, и он предсказал последствия, ожидающие людей за разврат, воровство, попрание святости, жестокость сердца, и описал картину грядущей духовной и социальной катастрофы.

Мои стихи, написанные в честь Петербурга, о Красоте города, о его дворцах, мостах, соборах, излучают любовь. Мои стихи созидают светлое восприятие Красоты и Величия города с именем апостола Петра. В школьные годы я жила с родителями в самом центре Ленинграда, на Большой Конюшенной улице. Моя дочь Кристина родилась в Петербурге в пятом поколении, стала художницей и дизайнером, нарисовала пастелью и тушью красивые картины Петербурга.
На конец 2014 года, то есть близко ко времени моего и дочери вынужденного отъезда из родного города, в котором мы весной 1998 года остались без жилья и прописки, и снимали квартиры, – я все чаще чувствовала невыразимую боль, наблюдая, как меняется в худшую сторону внутренний мир культурной столицы России.
Внешне Петербург украшался в центре и преображался. Возродились храмы. Но что ныне с храмом человеческой души, с сердцем Петербурга, то есть с теми миллионами жителей, кто являются смыслом существования города?
Молодое поколение запросто изъясняется матом, не осознавая потока грязных слов; ... в 2008 году был закрыт на реставрацию Летний сад, подлинники скульптур заменили посредственными копиями из материала, устойчивого к вандалам (!);  ... в центре Петербурга молодежь, чтобы сделать селфи, влезает на памятники подобно дикарям; ...на Банковском мостике с крыльев грифонов соскабливают (примета для богатства) золотое покрытие...
Я написала, что "чувствовала невыразимую боль". Верно! Я никогда не позволила себе написать плохие стихи о любимом городе, выразить словесно все то, что видела своими глазами, когда в последние несколько лет мы с дочерью жили в центре на Казанской и Пушкинской улицах.

Мы очень любили родной Санкт-Петербург! Красивые стихи и картины – вот плоды и дары нашей искренней, бескорыстной любви. Не случайно мои стихи звучат в студенческих и школьных литературно-музыкальных программах. По сути мои стихи достойны звучать на весь мир во славу и прекрасного Петербурга и творчества женщины-поэта. На совести власть имущих деятелей культуры остается тот факт, что моя творческая судьба оказалась в изгнании. Об этом я написала в Истории моей жизни.   

Любовь к городу живет в моем сердце, несмотря на то, что после отъезда в Болгарию я отказалась писать стихи о Петербурге (кроме как для рассказа "Невская трещина").  
Когда я думаю о будущем Петербурга, то мне ясно представляется картина разрушения и гибели центра города, подобно описанной в 1914 году писателем А.С. Грином в рассказе "Земля и вода".
Более того, 3 сентября 2002 года в тонком сне я видела Петербург в разломах, руинах и пыли развалин. Уцелела часть дома, в котором я жила в детстве, на Большой Конюшенной 19. На обломках сидел Ангел с белыми крыльями, и он пел песню. Я была потрясена сном, и я в точности запомнила слова довольно простой песни, в частности: "...весь мир вокруг сошел с ума, едва ли в этом вся беда, беда людей совсем в ином: они забыли Отчий Дом... людей оставила любовь, и на Земле осталась ложь, пустая ложь вошла в сердца, закрылись двери, нет ключа".

Позже я прочла пророчества св. Серафима Вырицкого (1866 – 1949): "Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет ЦАРСТВО ЛЖИ И ЗЛА".

Ложь и зло справедливо унаследуют мрачные Апокалиптические последствия. И об этом в устрашающем объеме написал самый любящий людей человек – апостол Иоанн Богослов.

Любовь, Красота, Женственность – всё это исчезающие ценности жизни.
Печально быть современницей трагичных исчезновений. Но как чудесно иметь в сердце любовь и красоту, излившиеся стихами, поэтическим созидательным женским словом.

За сохранение архитектурного наследия Санкт-Петербурга – уникального города, включенного в Список Всемирного наследия человечества, активно выступают тысячи людей.
Есть и литературное, словесное наследие Петербурга, это известные во всем мире имена русских поэтов и писателей, творивших в Петербурге, воспевших красоту города в своих произведениях.
Мои стихи о Петербурге вне сомнения продолжают литературную традицию и дополняют поэтическое наследие города. Сама моя творческая жизнь и судьба являются наследием Петербурга, ... но есть ли те люди, которые готовы выступить за сохранение моего творчества и моей жизни?

 

* * *

Санкт-Петербург строкой словесной
да будет жить во все века! ...

                                2012 г.
 

* * *

Петербург останется в стихах
серебром осеннего романса...

                               2008 г.

 

 

Приложение.

––– Рассказ "Сно-Видение о Патриархе Алексии II в ночь на 1 февраля 2012" о Петербурге, опубликован в книге "Проза".
––– Труд-рассказ "Писатель А.С. Грин – АЛЫЕ ПАРУСА ВО СВЕТЕ ДУШИ" на основе многих источников о жизни писателя и о том, как "Алые паруса" отразились солнечным светом в моей жизни, опубликован в книге "Проза".